ЛОЙМОЛАЙОКИ (ЛОЙМОЙЛА, ЛОЙМОЖ) - ТУЛЕМАЙОКИ (ТУЛЕМА)

Маршрут по типу 2008-2010 годов. Есть водная часть для катамарана с мотором
и познавательная при подъезде и выходе со сплава на автомобилях.

      Решающими для выбора водной части стали следующие факторы: наличие автостоянки, близость начала и конца сплава, новизна района, а также желание сплавиться хотя бы по каким-то порогам.
      Для второй части путешествия решили посетить Валаам, Александро-Свирские монастыри и Старую Ладогу. Предыдущие заезды смотри в более ранних отчётах на моём сайте: Наши путешествия ....

   21.07.11. Выехали из Тулы в 4 часа. В Макдональдсе в Химках перекусили. У Торжка шёл ремонт (единственная за всю дорогу неприятность), была приличная пробка.
      Опять пожалели жителей Вышнего Волочка и водителей авто - движение через город: пробки, смог… В 16.40 были в Чудово (800 км от Тулы). За ним свернули с Питерской трассы на Карелию (Волхов). Дорогу за год здорово подремонтировали. В 18.30 были в Сясьстрое, где, памятуя о проблеме прошлого года по закупке хлеба в Карелии, затоварились им и остальными недостающими продуктами.
      У Лодейного Поля и далее по Ленинградской области по-хорошему удивили дороги, местами шёл вообще капитальный ремонт. В Карелии дороги традиционно были хороши.
      У Вехкозера (озеро Чистое) стоянка была занята - база ремонтников дороги.
      В районе Кескозеро - Черная речка (1130 - 1160 км) есть съезды в обе стороны от дороги, чистый сосновый лес, хорошие места для стоянок. Мы были здесь в 21.30. Погода стояла отличная, было ещё светло, решили ехать дальше. У Пряжи свернули на Трассу Петрозаводск - Сортавала. Дорога хорошая, в наше время движение было нулевым. После Ведлозера дважды пришлось съезжать с трассы на объездные дороги, т.к. шёл капитальный ремонт участков.
      В деревню Мандера въехали по второму (более дальнему по ходу) въезду. Запущенное селение, прошли его полностью. Здесь или рядом мы хотели стать на воду и походить по озеру. Тулмозеро смотрелось от сюда очень красивым - изрезанные берега, множество островов. Осмотрелись, пообщавшись с местными, поняли, что пляжей рядом нет, а берега даже в деревне заросли густыми высокими кустами. Получив совет, что стартовать легче будет у Лахты, мы двинулись туда. Пару раз становились и смотрели съезды и берега. Или берег был плох или не подъехать. Так оказались в Колатсельге, а затем у моста через Лоймойлу. Было 23.40 (1280 км).
      Перед мостом справа нашли стоянку с кострищем, столом и хорошими видами. Но как её загадили. Осмотрелись кругом, вообще ничего под лагерь больше не походило. Пришлось её слегка подчистить, чтобы хотя бы поставить палатки и отужинать у стола.
      22.07.11. Встали поздно. Тепло. Позавтракав погнали машины на стоянку в Питкяранту. Остальные начали убирать лагерь и собирать катамаран. Вначале дорога пару раз проходила у реки, причём съезды были хороши и поляны на берегах были пригодны для стоянки. До поворота на Питкяранту трасса всё такая же хорошая, далее вдоль Ладоги она станет местами очень плохой. Перед поворотом будет заправка ТНК. В Питкяранте на выезде в сторону Олонца есть заправка ЛУКОЙЛ. В городе в центре мы нашли фотомагазин (искали штатив для фотоаппарата). Здесь продавец нам отсоветовал ставить машину на городскую стоянку, лучше это сделать на базе отдыха "Длинный берег", тем более именно оттуда ходит "Метеор" на Валаам. Двинулись в обратную сторону на базу (она между Питкярантой и развилкой на Сортовала-Петрозаводск). Здесь сначала зашли в кафе (у дороги), где оформили стоянку (100 рублей в день). Машины перегнали на базу (на берегу Ладоги) через дорогу и поставили от въезда слева под деревья. Вернулись в кафе. Девчата вызвали для нас такси, чтобы отвести в лагерь у Лоймойлы. Пока мы ждали такси, записались на посещение Валаама 31 июля. Делать это лучше заранее, так как ходят "Метеоры" отсюда только по выходным и по заявкам турфирм иногда. Заявку можно сделать и по телефону - смотри интернет (запрос:база отдыха "Длинный берег", Питкяранта). Подошло такси и через сорок минут за 800 рублей мы были в лагере у реки.
      Купались, вода была тёплой, местные говорят из-за жаркой погоды. Комара почти не было (появился только в ночь), слепни налетали временами. К вечеру собрали катамаран. Вышли на разлив перед мостом наловили на жаркое окушков, плотвиц и щук (у моста и ниже рыба не ловилась).
      23.07.11. С утра жаркая погода, тёплая вода. Чему мы потом сильно радовались. Река - плёс, мелкий перекат и т.д. Уровень воды супернизкий, второй год стоит жара, даже болота высохли, говорят местные. Иногда перекаты бродили, иногда проходили вдвоём (остальные по берегу). Вскоре Лоймож перекатом впал в Тулему.
      Река Тулемайоки вытекает из Тулмозеро, перепад - 71м, протяжённость - 62км, средний уклон - 1,15 м/км. Большая часть территории поросла хвойными лесами (ель, сосна), богатыми ягодами, грибами. Среди млекопитающих - рысь, куница, росомаха, барсук, выдра, бобёр, волк, лисица... Из пресмыкающихся - уж, гадюка. Обитают глухарь, тетерев, рябчик, куропатка... Разнообразны водоплавающие: утки, гуси, лебеди... Из рыб встречаются окунь, язь, плотва, щука, судак, лещ… Водится или заходит в реки лосось, сёмга, сиг, ряпушка. Леса и болота населены всеми видами насекомых, в том числе и кровососущих…
      Обрадовались, думали, теперь будет легче. Радовались зря. Мелкие перекаты продолжились, разве что плёсы чуть удлинились. Начали жалеть, что стартанули рановато, т.к. дорогу видели и после слияния рек. За перекатами и на течении пробовали ловить рыбу на спиннинг. Поклёвок не было.
      Ещё немного прошли, отошли от дороги (но слышали), пару раз на плёсах заводили мотор. Здесь и далее для мотора на плёсах кроме отдельных камней ещё препятствия - брёвна-топляки оставшиеся от лесосплавов, местами они всю реку перегораживают. За одним из поворотов реки по левому берегу появилась длинная скалистая гряда красноватого оттенка. Напротив неё справа вскоре явилась приличная стоянка со столом и лавками. Здесь мы и остановились.
      Только разбили лагерь, поели и искупались, небо потемнело, налетел сильный ветер, пошел дождь. Через полчаса всё кончилось. К ночи опять стало светло. Пробовали вечером и утром ловить рыбу (спиннинг, удочка) здесь и в заливе, что ниже по течению через 200 м (наблюдали бобра). Одна морока, несколько окушков. Черника была, сделали компот. Туда же добавляли и бруснику, на буграх уже краснела.
      24.07.11. Утром нас разбудил лай собаки и рёв авто. По хорошо накатанной дороге вдоль правого берега господин ехал на рыбалку ниже. Туда же проехали два парня на великах. Решили, пока дорога не кончится, рыбу не ловить.
      В часе неспешного сплава (около 5-6 км) на правом повороте остатки лесосплавной плотины. В отчётах по реке о ней ничего не нашли, может в высокую воду она бывает залита. У нас была возможность только по центральному лотку провести кат (воды ниже высоты сапог), что мы и сделали. Порог (на этой реке это шиверы) за ним проходили-проскреблись также вдвоём.
      Далее еще были пороги, шли по-разному. В районе г.Янеиванка река в хороших порогах сильно петляет, за ними широкие плёсы, можно с ориентироваться.
      Здесь началась, особенно на спиннинг ловиться щука и окунь. Причём лучше рыба брала (также и далее) на быстрине или сразу за ней в ямках, за камнями. Что необычно для Карелии, в уловах и у растительности рыбалка была плохой.
      Далее река опять сузилась, пошли несложные пороги-перекаты в невысоких берегах. Вскоре на стремнине между двумя перекатами справа появится высокий отрог. В его конце вверх видна уходящая крутая тропа (навесили перила из березы). Советуем пристать. Наверху отличная стоянка. Если вы проскочили это место и свалились за перекат, на отрог можно подняться и с разлива, тоже есть тропа, но более длинная.
      Место на отроге годится под большой лагерь. Есть кострище, шикарные виды. Поставили палатки. Наконец пригодился раскладной столик, который мы взяли в этот раз. Расчехлили бензопилу, наделали лавок. Отужинали с "мохито"(мяту собирали по берегам в порогах) и на рыбалку. Ловилась некрупная (до 1кг) щука и крупные окуни. Рыбу засолили для копчения. Потом посидели ещё. Было очень тепло (22 часа), комара не было, а "мохито" и компота из черники было много.
      25.07.11. Днёвка. Купались внизу у отрога перед перекатом, загорали. Гнуса опять практически не было. Много рыбачили. С утра и вечером после 18.00 сходили вверх по реке и вниз к порогу за разливом (здесь также обнаружили стоянку, но хуже). Рыбы было много - крупные окунь, плотва и мелкая щука. Сделали уху, зарядили коптильню. Уже в 10 вечера достали газовую плиту и устроили "ЖАРЕХУ" плотвы и щуки (смотри мой сайт раздел "Походные блюда")
      Из-за жары грибов здесь (и далее) на реке не наблюдали. А что сначала со страхом наблюдали, а потом спокойно проходили - это гадюку, что жила в норе (в камнях) недалеко от тропы река - стоянка. Несколько раз выползала и грелась на солнце. При нашем приближении уползала в норку. Кстати, до этого и дальше неоднократно наблюдали ужей.
      26.07.11.С утра успешно порыбачили. В 12.00 отошли от берега. Прошли порог за разливом, за ним длинный плёс. И вот порог у разрушенного моста. Сюда на левый берег подходит дорога, встретили отдыхающих. Рыба не ловилась. Отошли от моста, на первых порогах опять начала ловиться. Пошли разливы, топляка стало больше. По правому берегу видели сначала непонятное строение типа бомжатника, чуть позже избушку рыбака. В обед опять купались. Порог Питкякоски на фоне остальных порогов-перекатов выделяется. У впадения правого притока Исо-Кивийоки река Тулема расширяется, сам приток узкий, заросший. У него и после него начали присматривать стоянку. Берега были низкие, сильно заросшие. Наконец на левом берегу показалась невысокая каменная плоская плита, выступающая в реку (в высокую воду может быть залита). Вышли на плиту, за невысокими береговыми кустами под большими елями обнаружили кострище и много места под палатки. Быстро разбили лагерь. В этот раз решили не делать лавки, а сделать каждому стулья, связав по три чурки вместе, понравилось. Поужинали, а в 22.00 сели за копченого окуня, с пивком-винцом досидели до следующего дня.
      27.07.11. Днёвка. Проснулись поздно. Женщины принялись за блины с черникой (смотри БЛИНЫ С ЧЕРНИКОЙ в разделе "Походные блюда"). Мужчины бродили и ленились. На редком ещё невысохшем болоте нашли немного морошки. Понаблюдали за жизнью бобров. Вечером спустили кат и обошли ближайшие заливчики. Взяли немного окушков и щучку. Зацепы замучили, топляки кругом. Весь день стояла жара, компота выпили немерено. Гнуса, удивительно, до темноты не видели.
      28.07.11. С утра жара. От стоянки сразу пошли на моторе, но очень медленно, виляя между топляками. У впадения Пиени-Кивиоя река сильно расширяется. У притока и у растительности по разливу покидали спиннингами, ничего. Здесь на правом берегу большая поляна со стоянками, на неё выходит приличная грунтовка.
      Вскоре появился простой порог Кайттилакоски, где была последняя рыбалка. А за ним ещё будет перекатик, а потом плёс перед Первой плотиной ГЭС (действующая). Обычно обносят её по левому берегу, на плиты которого перед плотиной легко пристать. Мы подошли сюда. Здесь можно переночевать, место под стоянку есть. Высота плотины около 3-х метров. Вода через неё перетекала ручейком. По отчётам обычный обнос 100-200 м, далее проводка среди камней ещё метров 300-400. У нас без вариантов - полный обнос по каменному хаосу. Ужас! Решили поискать тропу по левому берегу, её практически нет. Ужас! Поплыли на правый берег. Обошли здание энергоблоков. Увидели дежурного, он и подсказал, что можно обнести по имеющейся здесь тропе к каналу за энергоблоками. Посмотрели тропу, протащить байду или каяк без проблем. Чтобы протащить кат пришлось срубить несколько мелких деревцев. С большим трудом по буеракам на большом уклоне в жуткую жару подтащили кат к каналу. К воде его спускали на верёвках. Затем перенесли вещи. Подошли к плотине в 16.00, ушли через два часа.
      Через 1,5 км Вторая плотина ГЭС (действующая). Мы до неё не доплыли. Встали на правом берегу на поляне с кострищем за 70 м до линии электропередачи, идущей через реку. Выхода на поляну нет (он у линии электропередачи), на берег выгружались с ката.
      Все были сильно измотаны. Решили сначала искупаться. Выход к воде под линией передачи оказался грязным и илистым, прыгали в реку с ката. Наварили компота с черникой, весь выпили, сварили ещё, выпили. Только после этого решили сделать ужин, зарядили коптильню. Опять сидели до следующего дня. Было очень жарко, даже душно. Гнуса не было.
      29.07.11. Утром пошёл дождик. Он был не сильный, но слегка похолодало. Чему мы даже обрадовались в свете предстоящего обноса Второй плотины.
      К 14 часам подсохло, вышли. Перед плотиной перекат и 200 м спокойной воды. Опять причалили к левому берегу у плотины. Может быть, из-за прошедшего дождя через эту плотину воды переливалось больше, чем через Первую. Ну, на хороший ручей, не больше. Сам же перепад высот и длина каменного хаоса были больше. Спускать кат с плотины и потом его проводить, как делали по отчётам некоторые, было не реально. Пошли смотреть обнос по левому берегу. Он очень длинный, обходит протоки, но для байдарок подходит, тропа набитая. Кат там даже в вертикальном положении без расчистки местами тропы не пронести. Здесь всё было значительно хуже, чем у Первой плотины!!!
      Пошли к правому берегу, пристать смогли только у самой плотины к высокому берегу. Обошли здание энергоблоков, нашли тропу к каналу ниже здания. Она была узкая с поворотами, с большой крутизной и главное шла в лесу. Кату здесь не пройти!!! Всем "поплахело" !!! Решили пообедать, подумать. С едой пришла мысль - достать бензопилу и пробить рядом с тропой полосу шириной в кат. Это мы и сделали. Кусты срубили топором, деревья (были до 20 см) спилили бензопилой. Сразу стало веселей! Быстро по камням, а в конце на веревках спустили кат в канал. Перенесли вещи. Обнос уложился в два часа. Чему мы очень удивились, так как казалось, что за торчим здесь на долго. Прошёл он может ещё легче, потому что было не жарко, даже прохладно после утреннего дождя.
      Проплыв с полчаса, обратили внимание на порыв обшивки (оболочки) сбоку одного из баллонов, похоже чем-то продрали на обносе. Пришлось пристать к каменной косе, приспустить баллон и зашить порыв.
      Порог Хютюнкари скорее перекат. Перед Колхозным появились сети на лосося, некоторые через всю реку. Сети были и в нём, особенно на выходе. Они не мешали сплаву, так как на основной струе были притоплены, а мы могли идти только по главной струе. Встретили рыбака - лосося нет, щучку поймал на спиннинг одну, сильно ругался по поводу плохой рыбалки. За порогом по левому берегу большой малинник и непонятные строения из бетона: запруды, трубы и всё это в глубоких каналах.
      Далее на моторе до посёлка Салми. Посёлок оживает, строятся новые дома, на берегу появляются бани. Местные говорят, что большинство новых домов - это дачи питерцев. Вышли в огромный залив Лункуланлахти. Двинулись в правую сторону с мыслью найти стоянку в районе школы-интерната. До самого бугра, где она расположена, идёт низина с заливом, заросшим на сотни метров высоким тростником. Передняя по ходу часть бугра оказалась сильно застроена, бродили люди. Задняя часть бугра вполне подходит для стоянки, а особенно для выхода с маршрута. Есть место, где легко пристать (деревянные сходни, песочек), народа почти нет (здесь пара жилых домов и дачи). Отложив это в память, решили доплыть до следующих двух ближайших мысов, тем более на втором стояла компания, виднелись резиновые лодки с моторами.
      Вскоре высадились на самый конец первого мыса, там, где были лиственные деревья. Высадка через тростник, маленькая незащищённая от ветра (ладожские ветра мы хорошо запомнили) полянка не понравилась. А дальше стеной стоял высокий еловый лес. Поплыли ко второму мысу. И тут через 100 м в тростнике увидели прогал, среди кустов на берегу тоже. Решили посмотреть, по берегу шла тропа. Чуть вправо среди ёлок была с кострищем полянка (с воды не видна), похоже, местные здесь гуляют (тары куча). Мрачновато под деревьями, но тихо, дорога недалеко, да и на часах было половина десятого. Встали здесь.
      30.07.11.Проснулись, опять тепло. Рыба не ловилась, пробовали по ближайшим заливам. Вышли по грибы. Нашли единственный пятачок - полянку с лисичками как раз на жарёху. Попалось несколько горчичных грибов (не брать!), очень похожих на подберезовики (низ розоватый и горчат).
      Попробовали искупаться. Не так то, как в реке. Вода очень холодная. Решили нагреть воды и устроить общую помывку.
      В этот день так же решили пригнать машины с базы отдыха. Для чего по тропе двинулись в сторону школы-интерната. Утром видели рыбака, говорил что, на дорогу можно выйти, пойдя и в другую сторону. Тропа приличная, местами идёт вдоль залива в пределах его видимости, местами отходит от него. Выходит к задней части бугра, где мы вчера смотрели стоянку и оставили как запасную. Отсюда налево по грунтовке метров 300 и вы на асфальтовой дороге. По ней (справа школа-интернат) через 10 минут вышли на трассу, что идёт вдоль Ладоги.
      Автобусы ходят редко, движение транспорта слабое, в основном легковые авто с некарельскими номерами. Поймали такси. Минут за сорок и 500 рублей оказались на базе отдыха "Длинный берег". Здесь сплошное столпотворение, шёл праздник "Нептуна". Забрали авто и обратно.
      Перед посёлком Ууксу и рекой Уксунйоки (до моста ещё 1 км) увидели поворот влево с указателем (база "Три Стихии-Ууксу"), а также туристов и машину с каяками сворачивающую туда. Там на реке пороги. Сама же река в верховьях, где мы её пересекали по дороге Петрозаводск-Сортавала, смотрелась меньше, чем Лоймойла.
      Приехали к концу асфальта у школы-интерната. Пошли по домам искать место для стоянки авто на ночь. Ближе к берегу в сторону начала тропы в лагерь обратились к женщине у дома с огромными лилиями. Она разрешила оставить машины.
      Вечером посидели на дорожку. Решили, что завтра на кате подплывём к бугру со школой-интернатом. Те, кто не был на Валааме поедут туда, забрав часть вещей. А мы двое разберём кат, просушим его, уложим остатки и выедим на ладожскую трассу.
      31.07.11. Встали рано. Быстро поели, покидали вещи на кат и мы уже у бугра. Забрали машины, за хранение ели уговорили взять остатки маслобензиновой смеси для мотора - хорошие люди. Пригнали авто на берег. Остальные разбирали кат. Здесь, как и задумали, загрузили в одну машину что смогли и ребята уехали на базу отдыха "Длинный берег" на Валаам. Мы же разложили баллоны и оболочки на просушку, помыли с "ферри" мотор. Не спеша упаковывали и убирали оставшееся снаряжение и вещи. По телефону поддерживали связь с ребятами.
      Около 18 часов, приехали в центр Салми, где стали ждать ребят. Прошлись по магазинам, прикупили еды на дорогу. В 20:30 подъехали довольные путешественники с Валаама.
      Узнать о Валааме - смотри интернет, мой отчёт ЛАДОГА 22 июля – 07 августа 2007 г. Попасть туда на "Метеоре" можно из Питкяранты и Сортавалы. Цены и расписание каждый год меняются. Советуем записываться на рейсы заранее.
      Тронулись в сторону Олонца. Дорога сильно виляет, местами плохая, особо не разгонишься. Перед Видлицей она кое-где подходит близко к Ладожскому озеру (есть съезды), а местами идёт по самому берегу. В одном из таких мест (красивое, песочек) напротив Дедовых островов мы остановились на ночь. Был вечер воскресенья, в пятницу - субботу здесь места не найдёшь.
      01.08.11. До Олонца дорога в том же духе. Из приметного, шикарный пешеходный мост через Олонку в п.Ильинский. Далее по хорошей Мурманскую трассе. В 11.30 покинули Карелию. Вскоре вправо будет поворот (указатель со стелой) к монастырям у Старой Слободы (магазины, кафе для паломников). Советуем посетить, тем более что Троицкий монастырь почти отреставрировали. Мы заехали и не зря. Особо понравилось пение в Троицком соборе.

      Девушки - берите с собой платки и юбки, если вы хотите посещать церкви и монастыри. На территорию монастырей ещё пускают в брюках, а вот в церковь могут не пустить.

      Александро-Свирский Ансамбль 1484 (Троицкий и Преображенский монастыри). Старая Слобода расположена в 5 километрах от трассы Санкт-Петербург - Мурманск. Непосредственно через слободу ранее проходил Олонецкий тракт. Интересно, что в месте пересечения старого тракта с рекой Свирь (деревня Ковкеницы) не существует ни моста, ни паромной переправы. Местные жители промышляют перевозом на своих лодках, зимой же можно проехать по льду, чем и пользуются контрабандисты, желающие миновать знаменитый на всю округу своей лютостью пост ДПС в Лодейном Поле.

      Легенда сказывает, что в 1484 году валаамский монах Александр пришел на берега Рощинского и Святого озер и срубил на перешейке между ними деревянную келью. Семь лет монах жил в одиночестве, пока в 1491 году к нему не прибыло подкрепление. Именно с этого момента начинается активное деревянное строительство в монастыре. Первая постройка - шатровая Троицкая церковь, затем строилась Покровская с трапезной и колокольней, ряд жилых построек. Ни одно из деревянных строений не дожило до нашего времени.
      В 1533 году в монастыре начали перестройку в камне (кирпиче). Одновременно в 600 метрах от существующего комплекса на берегу Рощинского озера начали возводить постройки Преображенского монастыря. Монастыри отстраивались и росли за счет вкладов царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича и бояр Годуновых. В 1613 - 1618 годах в эти места наведывались польско-шведские войска, разорявшие монастыри, но они вновь восстанавливались. Сразу после революции здесь был организован Музей искусства и старины. Во времена отечественной войны монастырские постройки также сильно пострадали. Монастырь является действующим, но часть его используется как психиатрическая клиника (кельи вокруг Троицкого собора).
      Ядро Троицкого комплекса составляют Троицкий собор, звонница и трапезная палата с Покровской церковью. В архитектуре Троицкого собора сочетаются суровость и величественность, свойственные новгородским постройкам, с декоративностью московского зодчества 17 века. Интерьер его хранит фресковую живопись на библейские и Евангельские темы, выполненную тихвинскими мастерами. Большую художественную ценность представляет иконостас 17 века, от которого сохранилось часть резных деталей и значительное количество икон. К югу от собора стоит самое древнее сооружение ансамбля - трапезная палата с Покровской церковью. (1533-1536). Между Троицким собором и трапезной высится центральный элемент композиции ансамбля - звонница (1647-1649). Большой интерес представляют собой жилые корпуса, замыкающие Троицкий ансамбль с трех сторон. Вдоль фасадов еще можно различить остатки рвов - оборонных элементов монастыря.
      Преображенский комплекс включает в себя собор 1644 года с пристроенной к нему церковью Захария, колокольню и два келейных корпуса. Из религиозных реликвий в монастыре находятся мощи Александра Свирского.

      Далее без остановок рванули к Старой Ладоге, очень хотели попасть туда в первой половине дня. Наши старые заезды сюда после 16 часов давали только общее самое приятное впечатление, а вот церкви-соборы были закрыты. В 14.30. въехали в Старую Ладогу.
      В Интернете полно материалов о городе, ниже главное из обнаруженного там.
           

    1 - Никольский монастырь XII-XX веков

    2 - Земляное городище Старой Ладоги

    3 - Ладожская крепость и Георгиевская церковь XII века

    4 - Успенский монастырь XII-XX веков и церковь Успения Богородицы XII века

    5 - Церковь Рождества Иоанна Предтечи (XVII век) на Малышевой горе

    6 - Олегова могила в Морьевщине (урочище Сопки)

    7 - Любшанская крепость VII-IX веков

    Старая Ладога расположена в 10 километрах от М18. В центре её крепость. От неё имеется лишь одна наружная стена с двумя башнями, сохранившимися в отличном состоянии, остальное - развалины стен и башен, спускающиеся к реке Волхов. Древняя Ладога (Старая Ладога с 1704 года) основана в 753 году и являлась северным форпостом Руси, выдержала более 100 осад. Сейчас это музей-заповедник, где на площади 190 га расположено около 160 памятников VIII - XX веков. На подворье крепости находится одна из самых древних каменных построек, сохранившихся на севере Руси - церковь Святого Георгия (XII век), знаменитая своей фреской "Чудо Георгия о змие" и деревянная церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1734 году. Холмы неподалёку - не что иное, как древнерусские захоронения. По преданию, здесь похоронен Вещий Олег.


    

Информация взята с сайта: http://chernov-trezin.narod.ru/KartaLadogi.htm

      Старая Ладога на полпути между городами Волхов и Новая Ладога. Эта деревня - древнейший из всех восточнославянских городов, и именно отсюда (а не из Новгорода, как принято считать) на самом деле "есть пошла Русская Земля". Год основания Старой Ладоги - не позднее 753. Город стоял в самом начале пути "из Варяг в Греки", и положение его было выгодным, поэтому именно сюда в 862 году "сел" старший из трех (существование двух других оспаривается) призванных на Русь братьев-варягов Рюрик (его брат Трувор сел в Изборске, а Синеус - в Белоозере). Но вскоре Рюрик перенес столицу в Новгород, к истокам Волхова. Ладога оставалась крупным и богатым торговым городом. В 1114 году ладожский посадник Павел возвел тут первую каменную крепость, что было сделано не зря: в 1164 году город штурмовали шведы, пришедшие по Ладожскому озеру на 55 судах. Но штурм не удался, шведы отступили, были настигнуты новгородским войском и наголову разбиты. Следующий шведский штурм был в 1313 году, и в этот раз шведы взяли крепость и сожгли город. Штурм 1338 года вновь был неудачным. В XV веке, с присоединением Новгорода к Москве, а затем снова в конце XVI века, после Ливонской войны, крепость была перестроена и приспособлена к использованию огнестрельного оружия. Эта крепость уцелела до наших дней. В 1610 году, в Великую Смуту, шведы вновь захватили город, но по Столбовскому мирному договору 1617 года Россия получила Ладогу обратно. Последний шведский штурм был отбит в 1701 году, в начале Северной войны. С начала XVIII века начинается упадок Старой Ладоги. В 1704 году Петр Первый перенес административный центр окрестностей и переселил часть жителей в Новую Ладогу, через которую прошел Староладожский, а позднее Новоладожский канал. В эти годы Старая Ладога еще жила за счет перевозок по Волхову. Однако в конце XIX века южнее Старой Ладоги прошла железная дорога, и речные перевозки почти прекратились.

      С удовольствием прошлись по церквям-соборам, тем более они все компактно расположены, к большинству из них можно подъехать. Особо понравились: Успенский женский монастырь с восстановленной церковью 12 века (самая древняя в ленинградской епархии), а также Никольский мужской монастырь с оригинальной росписью церкви Иоанна Златоуста. Исторические реставрации явно идут Старой Ладоге на пользу, с каждым годом она становится краше.
      Далее, останавливаясь только на заправках, двинулись к Новгороду. Объехали его в 18 часов. Когда проехали Крестцы, самоварно-чайную достопримечательность М10, стали задумываться о ночёвке. Мотели были, цены в них (за 600 и более с человека) не нравились.
      Напротив Валдая перед заправкой ЛУКОЙЛ есть поворот на Короцко. Здесь же два мотеля. Зашли в один из них, был один номер и дорогой. По слухам ещё тульским, на озере Борое расположена турбаза. Это недалеко, решили съездить туда. Проехали Короцко и большое Короцкое озеро в нём, слева. Доехали до развилки, далее по указателю в направлении пионерлагеря по грунтовке. Вскоре за полем справа турбаза, слышна музыка. Удивительно, но мест не было. По совету охранника поехали в сторону пионерлагеря. Когда завиднелось справа озеро Борое по третьему самому короткому съезду подъехали к нему. Здесь была обустроенная стоянка Валдайского национального парка. Дров нет. Очень пригодилась газовая плита.
      02.08.11.Встали рано, всем уже хотелось домой. Быстро позавтракали и далее без осложнений в Тулу. День был прохладный, у Москвы попали даже в дождик.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ.

          1. Для приготовления пищи в дороге использовали покупную воду из бутылей. На сплавной части воду брали из рек и озёр (для подстраховки её прогоняли через кувшин с фильтром "Барьер"). В дороге и на сплаве, когда жарили рыбу или готовили утреннее кофе, использовали газовую плиту "Пикник". Плита хорошо зарекомендовала себя, для ускорения готовки вокруг неё при ветре устанавливали пенопленовый коврик. Из практики, газовых баллонов нужно - количество человек плюс один.
         В поход взяли бензопилу - с дровами никаких проблем, да и колоть поленья одно удовольствие, нарезав их короткими. Особо радует её наличие при организации стоянки. А как она помогла нам на обносе Второй плотины!!!
         Не в первый раз взяли коптильню. Заряжали в неё щук и окуней (чистить не надо). Очень вкусно, копчёную рыбу можно было оставлять на перекусы (жареная по такой жаре быстро портилась).
         Первый раз на маршрут взяли разборный столик, не зря. Было одно разборное кресло, тоже зарекомендовало себя с лучшей стороны.
          2. Сотовая связь у дорог везде работала.
          3. Заправок, магазинов по дороге много. Цены на бензин и продукты мало, чем отличаются от наших. Единственной проблемой в Карелии по выходным может оказаться покупка хлеба.
          4. Мест для стоянок (готовых или с возможностью организации) много. Тем более в этом году. Из-за жары, в том числе и прошлогодней, по берегам почти все болота пересохли. Может быть и поэтому, гнуса практически не было, появлялся он только в темноте и когда шёл дождик.
          5. Поразительно для Карелии, но река Тулемайоки не протекает через озёра. Жалко не попали на Тулмозеро, о нём слышали только хорошие отзывы. Наверное, надо было попробовать стартануть с его южной части, ниже Мандеры.
          6. Туристов не видели. Смотритель с плотины сказал, что летом они сплавляются очень редко. Местные вполне доброжелательны, проблем не было.
          7. Погода с точки зрения осадков, ветра и температуры была просто потрясающей. Дождь в дороге шёл лишь раз по возвращению. Были два небольших дождика на маршруте, только в радость. Температура днём стояла под 30°С и выше, вечером ниже 15°С не опускалась. Теплые куртки, свитера и прочее шерстяное так и не понадобились. Повезло и с ветром, его или не было или он дул в спину. Купались на реке каждый день, иногда по несколько раз. Вода была очень теплая даже на течении. В прошлом жарком году на Гумарина - Лужме вода так прогревалась только в мелких заливах. А вот в Ладоге она была очень холодной.
          8. Сплав по данному маршруту в это время на катамаране без мотора возможен лишь для физически сильной группы. На речках течение есть только на порогах - перекатах (это всего километров пять), на остальных участках вода просто стоит. Из-за низкой воды все пороги жутко обмелели, превратились в сильно засорённые камнями шиверы. Мы чтобы проходить их без порывов приспускали баллоны катов! За порогами опять поддували, за то обошлось без дырок. Байдарочникам по этой воде было бы плохо! Очень тяжёлыми оказались обносы плотин.
         Конечно, с точки зрения сплава на Тулему надо идти весной или в июне. Из-за высокой воды пороги станут троечными, а у плотин и повыше будут.
          9. Из-за жары очень плохо было с грибами, за весь поход жарили всего один раз уже на Ладожском озере. Черники было много. Морошку находили в небольших количествах на редких невысохших болотах, через которые протекали ручьи. Брусника на открытых буграх попадалась красноватой. Черника и брусника на дорогах продавались везде, а вот в Ленинградской области можно было купить морошку и лисички.
          10.О рыбалке. Были проблемы. Ловля на червя, ручейника была плохой. На спиннинг намного лучше. Причём лучше рыба брала на быстрине или сразу за ней в ямках, за камнями. В уловах, у растительности, что необычно для Карелии, рыбалка была слабой. Главной нашей добычей были окуни и щуки до килограмма. При ловле на спиннинг самыми уловистыми оказались блёсны типа "Мепс" с круглыми и продолговатыми лепестками 2-4 номеров. На твисторы, воблеры рыбалка была хуже. Чётко замечено: чем дальше от дорог, тем она лучше. Наше мнение и местных о плохой рыбалке в этом году - теплая вода, рыба вялая. Это подтверждала и более удачная ловля в раннее утро и поздний вечер.          Сети на реке видели только в низовьях. Они стояли на лосося. На озере они ставятся на окуня, судака, щуку, леща… Рыбинспекторов не наблюдали.
          11. Выход с водной части маршрута возможен разве что у разрушенного моста и то, если повезёт попасть на рыбаков и отдыхающих. Можно попробовать договориться о выезде с дежурным на Первой плотине.
          12.Объекты, что мы посетили на обратной дороге, очень достойные места. Подробнее о них, смотри в Интернете (сайтов много). От себя добавим: на приличный осмотр Валаама нужно как минимум два дня, а в Старую Ладогу приезжать до закрытия историко-религиозных объектов не позже 14 часов.


ФОТОМАТЕРИАЛЫ

     Чтобы увидеть некоторые фотографии нашего путешествия перейдите по ссылке ниже:

*  *   *   ФОТОГРАФИИ   *   *  *





Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz