ЛАДОГА 2007

Часто говорят, что на стыке разных явлений, происходят всякие
новые открытия. Повинуясь этому принципу, мы попробовали к
традиционным нашим водным походам добавить автотуризм.
Получилось хорошо – многое увидели, исключили суету вокзалов,
поиск транспорта на заброски, перетаскивание рюкзаков и т.д.

        22.07.07. В 6.00 выехали из Тулы. Правильно, что сделали это в воскресный день.
        На трассе до Москвы, кольцевой дороге движение транспорта слабейшее. В Химках стало хуже – машин больше плюс ремонт дорог. И вообще трасса на Питер была значительно более загружена даже в выходной день в первую очередь из-за трейлеров, перевозящих (и пустых) иномарки в обоих направлениях. Заправок много. Все объезды городов легко определяемые. Дорога была нормальной до объездной у Новгорода (16 часов, 740 км). Здесь она стала вся битой, в ремонте, а у моста через Волхов с огромной пробкой. Далее дорога опять стала хорошей. Уже в Ленинградской области попались несколько рытвин, особенно на мостах через речки, а перед Лодейным Полем (21 час, 1030 км) пришлось уточнять направление объезда. За Свирью начали искать место для стоянки, вскоре справа с дороги увидели озеро (на картах похоже Вехкозеро с давно заброшенной турбазой). Здесь уже стояли автотуристы (ехали в Прионежье) и просто водилы. Место под бивуак пришлось немного подчистить. Есть три кострища, с дровами плохо. Нам было всё равно, в дороге мы использовали примус. Ночью очень светло.

        23.07.07. Километров через пять слева от стоянки увидели "стелу-указатель" к Александро-Свирскому и Свято-Троицкому монастырям. Советуем посетить. Александро-Свирский монастырь находится в отличном состоянии, и нас впечатлил посильнее Спасо-Преображенского монастыря на Валааме (к тому же здесь намного меньше паломников и всякой толкотни). Свято-Троицкий монастырь еще восстанавливается и не полностью передан церкви.
        Дорога до Сортавалы находится в приличном, а иногда в очень хорошем состоянии. Много мест (и после Сортавалы) с "лежачими полицейскими", причем чаще они малой высоты, но их сразу по три штуки, регулярно встречается ограничение до 40 километров. Гаишников видели, говорят в Карелии они строгие. Заправки есть, но известных фирм очень мало. В Карелии и Ленинградской области хорошим считается также бензин Питерского нефтеперерабатывающего комбината. Магазины видели в самых маленьких населённых пунктах.
        Интересные и красивые места:
     - г.Олонец у слияния рек Олонки и Мегрега;
     - в п.Ильинский шикарный для таких мест подвесной пешеходный мост (за десять минут, что мы там были никто не прошёл по нему);
     - виды (пороги, водопады в том числе) с мостов, пересекающих речки Тулокса, Видлица и т.д.;
     - граница Олонецкого района, где дорога вплотную подходит к Ладоге, с хорошими стоянками (песок, теплая вода в лагунах);
     - дорога в скалах и виды за Питкярантой;
     - "Долина смерти" – мемориал, крест скорби (место гибели 2-х наших дивизий в финской войне), о расположении ее лучше расспросить;
     - район Ляскеля-Хелюля – петляющая дорога в скалах, местами у самого озера, с видами на Ладогу.
        В Сортавалу на причал прибыли в 16 часов (1310 км), хотели попасть на "Комету" (приняли такое обозначение судна, некоторые говорили – это "Метеор"). По данным из Интернета она должна была идти на Валаам в 17 часов. С заброской на острова оказалось всё не так просто. "Кометы" (видели 2 корабля) ориентированы на перевозку в первую очередь паломников, а поэтому могут ходить (время в пути около часа, стоимость проезда 300 рублей) на Валаам и раз и три раза за день, последний рейс не позже 16 часов. При этом местных спокойно подсаживают на свободные места. На свободные места подсаживают и просто отдыхающих, решивших посетить монастырь. Люди с рюкзаками, упаковками, велосипедами явно не приветствуются, хотя попасть на рейсы всё же можно. Особенно сложно в плохую погоду. Все рейсы сдвигаются, начинается неразбериха. Шторм был два дня назад, движение уже стало нормальным. Однако для нас всё равно остались главными вариантами заброски – катера и теплоходики. Катера стояли у пирса, идут они до островов быстро, готовы отплыть в любое время, но и просят за рейс 5000 рублей при вместимости до 6 человек (с нашими вещами загрузка меньше). Здесь же оказался теплоходик "Бывалый", который ходит на Валаам раз в день (2часа 30 минут в пути), перевозя грузы и людей (проезд 300 рублей, за рюкзаки доплата по договорённости). Мы записались на рейс в 9 часов следующего дня. Хозяин "Бывалого" и катера "Стриж" Анатолий (очень радушный человек) имеет следующие телефоны (81430) 40898 и 89217264708.
        Помочь Вам с организацией проживания, экскурсий на Валаам (есть гостиница) и по окрестностям Сортавалы может бюро путешествий – телефон (81430) 42481 (ул.Комсомольская, д.11).
        Посмотрели Сортавалу, ничего особенного, а дороги вообще раздолбаны. Нашли две стоянки автомобилей (по 50 рублей за сутки) – одна у пирса, другая повыше по Комсомольской улице. Магазинов, пунктов питания, гостиниц много. В магазинах цены обычные.
        Чтобы попасть к водопадам у Рускеала, надо выехать из Сортавалы в обратном направлении и за Хелюля свернуть по указателю в сторону Финляндии к пограничному пункту Вяртсиля. Водопады вы не проскочите, они и летнее кафе со стоянкой автомобилей хорошо видны с дороги (справа по ходу перед мостом через реку Тохмайоки). Водопады впечатляют, поэтому посмотреть их стоит (говорят: здесь снимались сцены из фильма "А зори здесь тихие"). В лагунке наблюдали купание детей и взрослых, нам вода не показалась теплой.
        Если поехать дальше в сторону границы, то за п.Рускеала (перед мостом, внизу за рекой видно кафе) надо свернуть налево по слабо внятному указателю в направлении горного парка "Мраморный каньон". У парка есть стоянка, кафе. Вход платный (простое посещение 60 рублей, есть варианты с гидом, плавание на лодках и т.д.). Каньон – это бывший мраморный карьер, который затопился естественным образом (глубина до 30 метров, вода очень прозрачная). Здесь есть штольни, большинство залиты водой. По парку из мраморной крошки проложены тропинки, которые в местах с интересными видами подходят к обрывистым краям каньона (площадки оборудованы заграждениями). Каньон, особенно в ясную погоду, очень красив.
        На обратной дороге к Сортавале, сразу за водопадами, для организации ночёвки стали искать съезды справа от дороги. Примерно в километре нашли хороший съезд, а через 200 метров полянку с кострищем в лесу. Воду брали из реки (хорошо слышна от стоянки), к ней проложена тропинка, пересекающая линию ЛЭП. Это было самое комариное место в нашем путешествии.

        24.07.07. За час до отплытия прибыли на пирс в Сортавалу (1370 км). Поставили машину на автостоянку у причала (заплатить можно за минимальное число дней, которые вы собираетесь находиться на Валааме, потом доплатите).
        Загрузились на "Бывалый". Заняли места на верхней палубе. Последнее было большой ошибкой в данную ветреную и прохладную погоду. Виды с верхней палубы мы с удовольствием наблюдали только когда шли по шхерам и то в начале. По выходу на просторы Ладоги, многие с верху уходили в нижние отсеки, а кто мог, утеплился.
        Валаам встречал нас не ласково. Купола Никольского скита и Преображенского собора видны издали (видели их потом в хорошую погоду, смотрелись намного лучше). Вошли в Монастырскую бухту. Движение аховое – пассажирские суда с Питкяранты, Приозёрска, Питера, грузовые баржи с Приозёрска, яхты (есть огромные) "новых русских", и редкие туристы под парусом. "Бывалый" стоит три часа у причала, потом возвращается на материк, некоторые после осмотра монастыря вернутся на нём.
        У причала рынок: религиозная и сувенирная атрибутика, палатки с пивом, водами, чипсами и т.д. Цены на продукты очень высокие. Есть кафе, что держит монастырь, с хорошей едой и нормальными ценами. Народу на причале, в монастыре – столпотворение!
        Для сбора катамарана имеются места в начале пирса и в конце (за грузовым причалом, более спокойное). Не удивляйтесь, если к вам подойдёт егерь (доброжелателен, ездил по острову на мотороллере, его телефон 89214570959). За день нахождения с туристов-дикарей с выдачей квитанции он берёт 65 рублей, и определят места разрешённых стоянок (о местах их нахождения ниже). На этих стоянках должны быть обустроенные кострища и дрова (бревна). Последнее потом в дальних точках оказалось необязательным, рубить самим сушняк в этом случае разрешается. Мы заплатили за пребывание на островах в течение трёх дней, решив, что потом разберёмся. С доплатой потом обошлось. Правда, к нам раз подходил "какой-то парень" с утверждением, что он помощник егеря, но мы сказали, что всё уплачено, он ушёл.
        Вообще-то на Валааме мы впервые столкнулись с такими неприветливыми местными жителями. Нам и другим водникам, велотуристам постоянно высказывали: всё замусорили, рыбу выловили и т.д. Нас это очень удивило, потому что самодеятельных туристов по сравнению c более северной Карелией здесь просто мало (видели водников четыре группы, да велотуристов не более десятка), причём у монастыря никто из них особо не задерживался. А горы мусора как раз навалены у причала, в оврагах, по берегам на границах монастыря и деревни. Наверное, нас они путают с паломниками и организованными туристами, рыбаками-браконьерами (их полно – наезжают с материка, местных видели). А может, они неприветливы из-за того, что их с островов вытесняют на материк, переселяя в Сортавалу.
        Собрали катамаран, недостающие "дрова" для настила и установки мотора нашли на грузовом пирсе. Сходили к собору.
        Отошли в направлении "Первой точки", что в Петровской бухте. В походе мы использовали карты из атласов с масштабами 1 км и 2 км (приложение остров Валаам предпочтительнее). Так вот "Первая точка" находится там, где обозначен несуществующий Космодамиановский скит. Пока шли по Монастырской бухте препятствиями были несколько проходящих судов. Остров Никольский оставили слева, проплыв под мостом на вёслах. Ладога нас встретила крутой волною и сильным ветром. В Петровскую бухту между мысом Петровский и островком еле вошли – сильнейший встречный ветер.
        В данном месте, особенно к вечеру на ночёвку, собирается большое количество паломников-дикарей, туристов типа нас и просто отдыхающих компаний. На большой поляне имеются несколько обустроенных кострищ, чурки для дров (хорошо иметь большой топор). Мест для установки палаток много.
        Гнуса практически нет, в лесу есть, но немного.

        25.07.07. Погода совсем испортилась – на озере большая волна, сильный ветер с переменным направлением. Хорошо, что палатку поставили за деревьями (от озера).
        От "Первой точки" до монастыря по дороге (ходят ПАЗики) минут пятнадцать хода. На выходе из леса слева будут огороды, справа деревня. Перед монастырём расположен сад. Зашли в него. Яблок было много, но больше всего поразил крыжовник – очень крупный. Сразу за садом в красном здании находится магазин. В нём есть практически всё, проблема хлеб, цены почти Сортавальские, не то, что на причале в бухте.
        От магазина через второй (не главный вход) вошли в монастырь. Ещё раз всё осмотрели, послушали колокола, и вышли через главный вход в сторону причала. Здесь расположен другой магазин, цены в нём чуть выше, чем в предыдущем (хлеб бывает чаще). Своим разнотравьем порадовал цветник перед монастырём. Не порадовало количество экскурсантов (полно и иностранцев).
        Во второй половине дня, когда чуть стихло, сделали попытку порыбачить на спиннинг в районе Петровской и Фёдоровской бухт. Бесполезно, ничего. По словам местного рыбака, рыба не шла даже к нему в сети, а на спиннинг в этом районе берутся окунь и щука только весной и осенью. С грибами дело обстояло чуть лучше (сыроежки, подберёзовики), черники здесь было мало.
        К вечеру опять задуло. Похолодало, одели свитера. Сделали небольшой "бемс", а затем из метрового бревна с гниющей сердцевиной мощнейший "керогаз".

        26.07.07. С утра появились проблески хорошей погоды. Собрались и стали ждать уменьшения волны. В обед чуть стихло, отчалили в сторону Никоновских бухт. У острова Никольский опять задуло, причём навстречу. Решили обойти остров Скитский проливами. Это была очень хорошая мысль. Нас встретили узкие проливы, широкие заливы, Владимирский мост и Смоленский скит. У острова Московский оба моста разрушены. Основной проход к озеру правый (по нему на моторках возят экскурсантов). Мы на вёслах пошли левым проходом – настоящий тоннель в лесу. Он шириной метра два с половиной, а глубиной сантиметров тридцать. Размеры протоки зависят от уровня воды в озере, нам хватило. В начале прохода на Московском есть кострище. За островами (красиво) добрались до Бол. Никоновской бухты, а тут совсем стихло и засияло солнышко.
        Здесь также было сильное движение судов. А у причала стояли три четырехпалубных лайнера из Питера. Дело в том, что в Монастырской бухте им не развернуться, поэтому они швартуются здесь. По пристани, берегу (загорали) и Воскресенскому (Красному) скиту бродили толпы народа. Туристы с теплоходов, желающие посмотреть монастырь, ездят туда на автобусах и маршрутках по Главной монастырской дороге.
        Посетив скит и развальчик на пирсе, отчалили на юг Валаама. Прошли остров Никоновский, вдали увидели действующий маяк на острове Малый (Ханкипаси). Нам не советовали приставать к мысу Красный, метеорологи, мол, не любят туристов. Но столько палаток и загорающих на берегу людей в районе мыса, мы потом за оставшиеся дни похода не видели. Наверное, это всё метеорологи.
        Весь южный берег Валаама очень красив своими скалистыми, изрезанными бухтами берегами, множеством островков. Вышли прогуляться в бухте Скалистый берег, встретили кострище. В конце Лещевого залива на восточном берегу есть разрешённая стоянка. Сам залив нам не понравился (мрачноват), да и вышки (высокие железные конструкции) торчали невдалеке из-за леса, напоминая о цивилизации. Поэтому двинулись в сторону разрешённой стоянки в бухте Дивная. Она оказалась занятой большой группой из Питера. Встали на разрешённую стоянку наверху (с воды не видна, ориентир поляна) напротив острова Лиса, там, где обозначен мост (полностью разрушен).

        27.07.07. Стоим (недалеко расположилась пара автотуристов). Хорошая погода. Шикарное место. Полное отсутствие гнуса (попадался лишь глубоко в лесу). Изобилие черники (на острове Лиса и по берегу в сторону бухты Дивная), много грибов (на острове и по Антониевской дороге – следы грузовой машины видели). Особо о грибах. В основном это были сыроежки, подберёзовики, лисички, встречались белые. В хвойном лесу попались грибы похожие на подберезовики, только ножки потолще и снизу шляпка порозовее. Оказалось это горчичный (желчный) гриб – после отваривания или жарки есть его можно, но он имеет горький вкус (до приготовления тоже).
        Днём сплавали на острова Оборонный (Сухой) и Емельянов. Пристань на Оборонном находится у северной части острова, к остаткам Авраамиевского скита на Емельяновом лучше подойти с юга (виден высоченный крест). На Оборонном острове более всего поразило отличное состояние двух орудийных двориков под 152-мм орудия с подземным ходом между ними, как будто бетонные работы велись недавно! Осторожно! По острову много колючей проволоки. Подробней об этом укрепрайоне и других местах Валаамского архипелага, Ладоги смотри: "Историческая справка по островам и мысам Ладоги и места стоянок", автор Игорь Виговский. Большое ему туристское спасибо за собранные материалы. На месте Авраамиевского скита хорош колодец, был полон водой почти до верха. Долго искали могилу настоятеля скита – она левее колодца, если идти от высоченного креста. Нашли много земляники.
        К кресту на острове Дивный (Дикий) не пошли. По словам рыбаков, к нему не ведёт ни какая чёткая тропа, а надо просто ломиться через лес.
        Вечером продолжили попытки по ловле рыбы. Ещё утром все ближайшие берега были обловлены спиннингом, использовались и разные блесна и разные воблеры, твисторы и т.д. Ни одной поклёвки! И это всё на фоне изобильной ловли окуня, плотвы и сига сетями местными и сортавальскими рыбаками (стояли на островах). Зарядили на ночь четыре донки с хлебом и кусками рыб. Рыбаки не удивлялись, в это время и червяк (у нас, его не было) может не помочь.
        Отсутствие рыбы скрасили, купание в озере, великолепный закат и "блины с черникой" (смотрите так же мой сайт другие походные блюда).

        28.07.07. Утром проверили донки – ничего. Пообщались с местными ребятами (приехали сюда на велосипедах), ловивших удочками, у них тоже пусто. С рыбалкой решили просто завязать.
        Отдыхали, бродили по окрестностям, загорали. Сделали качели – дети и женщины в восторге!
        К обеду подул ветерок, на озере пошла гулять волна. С юга надвигался шторм, пару раз на короткое время брызнул дождик.
        Сходили в бухту Дивную. Красивое, хорошо защищённое от всех ветров место. Пообщались с туристами, которые стояли здесь уже шесть дней и не спешили уходить. Они всем были очень довольны, исключение рыбалка. Их специалисты рыбаки, так же как и мы ничего не смогли поймать.
        К ночи слегка похолодало. Сделали шикарный "бемс" из полугнилых чурок-заготовок под дрова. Долго у него играли в карты.

        29.07.07. Встали поздно, думали на озере шторм. А там тишина и опять светит солнце. Со стороны мыса Чёрный Нос под парусами пришла группа туристов.
        После обеда тронулись и мы. Чтобы сократить расстояние, пустой катамаран протащили-перенесли по мелкой протоке между островами Валаам и Лиса в месте, где обозначен мост. Загрузили его и двинулись в сторону острова Байонный. Кстати проплыть между островами Лиса и Емельянов в местах, где обозначены несуществующие мосты также невозможно, протащить можно.
        На середине пути с востока стало задувать, поднялась большая волна, повернули в сторону Тростяного залива. В него вошли, оставив остров Скалистый, справа. Район от мыса Ладожский до мыса Олений смотрелся симпатичным и самым пустынным. Напротив острова Зосимы на острове Валаам находится "Вторая точка" с огромной поляной под стоянку (хорошо видна по остаткам сарая). На ней расположился большой лагерь детей. Отсюда до монастыря идёт дорога проходимая легковым автомобилем. В Тростяном заливе и бухте Золотой Берег было тихо. Хорошая разрешённая стоянка в бухте Золотой Берег в заливчике мыса Узкий была занята командой москвичей, приехавших сюда не первый раз. Они стояли здесь уже пару недель, собирались остаться ещё на неделю. Дорога к этой стоянке есть (лесничий здесь бывал), но она значительно хуже, чем та, что идёт ко "Второй точке". Разбивать лагерь на мысе Узкий (места и кострище есть) со стороны обращенной к озеру не стали, сильно продувало. Вернулись на остров Зосимы к кострищу на северном берегу, обращённом к заливу. Место очень хорошее: от ветра с озера защищено еловым леском (в нём есть сушины), отличный выход на берег по огромной плите. Гнуса нет.
        К вечеру опять распогодилось.

        30.07.07. Весь день был очень солнечным и тихим. Собирали грибы (очень много было лисичек), чернику, землянику. Купались в мелком прогреваемом заливчике у самого лагеря. Опять сделали качели. И, наконец, то наловили рыбы. Это была плотва, причём крупная. Рыбачили поплавочными удочками по берегу острова Зосимы со стороны Тростяного залива. Насадкой был ручейник, в изобилии обитавший здесь же под камнями. Попытки поймать окуней или ещё кого на спиннинг ни к чему не привели, обошли весь остров и близлежащие берега.
        Вечером от москвичей узнали, что со Скалистого ловится хариус (плотву и окуней они ловили сетью). Его ловлю отложили на следующий день.

        31.07.07. Ночью с востока подул ветер, несколько раз шёл короткий дождик. К утру похолодало, однако свитера не одевали. Начинался шторм. К полудню он набрал свою силу, даже по Тростяному заливу ходили небольшие волны. Хорошо, что стоянка была в защищенном от ветра месте. Днём дождя не было, иногда выглядывало солнце.
        С утра плотва ещё ловилась, потом перестала. Утренняя ловля хариуса с острова Скалистый была совсем неудачной. Как мы поняли, в близлежащих местах хариус есть. Ловится он в тихую погоду, в основном вечером (насекомые у воды), в местах перехода с глубины на мель. Небольшой прибой рыбалке не помеха. Москвичи ловили его на спиннинги с леской 0,15-0,18 мм вращалками "Мепс" или "Фокс" номеров 1-2 (лучше) и 3.

        01.08.07. Шторм продолжался. При этом, что нас сильно удивило, почти весь день было ясно, лишь иногда солнце слабо закрывали высокие перистые облака. Рыбалка, ни какая, грибов (нашли даже свинухи) и ягод навалом.
        Посетили остров Гранитный (Савватия). Со стороны озера в направлении Приозёрска обнаружили несколько пулемётных точек времён финской войны, много колючей проволоки (осторожно). На острове в изобилии была уже красная брусника, попадалась даже малина. Со стороны Тростяного залива стоит домик форелевого хозяйства монастыря. Форель выращивают в садках, подвешенных на понтонах. На зиму садки увозят отсюда во внутренние заливы Валаама. Мальков закупают на рыбозаводах, а здесь (и в других местах) специальными покупными кормами откармливают до 2-х килограмм. Потом она идёт на питание в монастыре и в кафе на причале.
        Вечером устроили мощный "бемс".

        02.08.07. Шторм продолжался, причём, в основном, при ясной погоде, так что можно было даже загорать. На огромной плите у стоянки устроили музей-выставку композиций из мхов, грибов, веточек, цветов и прочего.
        Решили, из-за не прекращающегося шторма, разведать вариант выхода отсюда через отъезд со "Второй точки". Для чего пешком сходили (около часа) к монастырю. Дорога хорошая, сухая. Вдоль неё много грибов. От часовни Радонежского вообще проспект. У Игуменского кладбища проходит среди высоченных лиственниц. От часовни Радонежского в сторону мыса Черный Нос уходит дорога похуже, где заканчивается, не выяснили. В посёлке нашли водилу, согласного вывести нас, для чего должны были ему позвонить при необходимости.
        К вечеру начало стихать. Пробовали ловить рыбу на поплавочную удочку и спиннинг по заливу и бухте Золотой Берег. Опять ничего. Добрый рыбовод, видя нашу неудачу, дал нам драную (процентов на 70) сеть. По его совету мы поставили её в бухте Золотой Берег. Часа через три проверили, рыбы навалом. Причём плотва и окунь очень крупные, запуталось и несколько ряпушек. Сеть оставили на ночь.

        03.08.07. С самого утра солнечно и тихо. Жара. Идём к острову Святой. По дороге вытащили сеть с рыбой, вернули её рыбоводам. На выходе из бухты Золотой Берег открывается великолепный вид на Байевые острова. На озере полный штиль, загораем. Вода цветёт – прошёл Ильин день. Слева осталась очень красивая с высокими скалистыми берегами бухта Узкая со стоянкой в самой глубине.
        К Святому надо подходить с юга (есть причал, виден большой дом для паломников на берегу), в остальных местах берег высокий и обрывистый. От причала вверх к скиту Александра Свирского идёт хорошая тропа. Кроме самого скита здесь стоит посмотреть старый колодец, а самое главное пещеру, где обитал старец Александр и рядом стоящий древний крест.
        Остров Святой, скит и обстановка вокруг очень впечатлили. Паломники и организованные туристы здесь тоже бывают, но их здесь значительно меньше, чем у монастыря.
        Отсутствие времени (штормы забрали) не позволяло нам посетить остров Лембич с восстановленным скитом Ильинский. Двинулись в сторону монастыря. В установившуюся погоду наблюдалось сильное движение катеров и моторок. До Фёдоровской бухты на берегу никого, видели кострища в бухте Ольховая и на острове Дубровка. В бухте Федоровская обнаружили три стоянки, на одной из них на острове отдыхала местная семья. Рыбалка, даже подводная, у них была неудачной. Рыбы же, особенно на мелководье в прогретой воде, изобилие. Со стоянок на берегу есть тропы к дороге, что идёт от монастыря ко "Второй точке". Чтобы отплыть завтра пораньше из Монастырской бухты в Сортавалу, решили подойти поближе к бухте. Прошли "Первую точку" и на вёслах углубились в систему островов перед Никольским. Встретили несколько кострищ (днём "культурно" отдыхают местные и организованные туристы). На одном из мест почище остановились.
        На случай возникновения шторма провели разведку подхода (с севера) к поселению Валаам. Тропы хорошие, но идут через сплошные буераки и свалки мусора.
        Закат, острова и изрезанная береговая линия при абсолютно тихой погоде выглядели очень живописно.

        04.08.07. Встали рано, быстро доплыли до причала. Однако на первую "Комету" (около 10 часов) не успели, долго разбирались. Было очень обидно, она ушла на Сортавалу почти пустой, лишь с местными. Стали искать другие суда. Бесполезно, до вечера уходить никто не собирался. Около 12 часов подошла следующая "Комета". На неё посадили паломников, нас и ещё двух пешеходников сажать отказались, хотя судно было заполнено только наполовину. Объяснений, ни каких. И тут повезло. Подошла большая группа туристов пешеходников из Питера, у которых были куплены билеты на этот рейс через туристическое агентство в Сортавале. Само трёх дневное путешествие по Валааму они совершали по их путёвке (организация его им очень не понравилась). Сначала ребят тоже (с рюкзаками) отказались сажать. Но после сильных пререканий, звонков куда-то, поисков какого-то распорядителя на пирсе, все-таки решили впустить на корабль. Во всей этой неразберихе мы проскочили на судно, вместе с ними. Признавались уже перед Сортавалой.
        Стояла отличная погода. Рядом с пирсом уложили веши в машину, подсушили баллоны ката. Проехали по магазинам Сортавалы, отоварились и двинулись в сторону Приозёрска.
        До Лахденпохьи дорога нормальная (горки, повороты, красивые виды). В сам городок не заезжали, объехали его с севера. Перед Куркиеки начинается грейдер (стиральная доска) с отдельными пятаками асфальта. Кончается он уже в Ленинградской области у Кузнечного. В нашу сухую погоду на сильно груженой машине – это было 40 километров кошмара (тряска, летящая галька, облака пыли). Проезжать грейдер лучше после дождя (в дождь) или ближе к ночи (меньше транспорта).
        За Кузнечным дорога сильно виляет – "приозёрский серпантин". Приозёрск проехали мимо, в нём есть шведская крепость Кексгольм. Дорога до Лосева идёт в красивых местах (озёра, холмы, лес), нормальная. Здесь на Вуоксе расположен центр рафтинга (туристы, кафе, магазины). Постояли на мосту, посмотрели хождения по Лосевскому порогу рафтов, каяков и даже скутеров, вспомнили свои сплавы на потрепанных байдарках.
        За мостом повернули направо (указатель Выборг), дорога хорошая. Стали искать место под стоянку. Вскоре подъехали к реке Волчья – песчаные берега, рыбаки, отдыхающие, много мусора. Двинулись далее в район посёлка Ягодное (совет одного из рыбаков). Слева по ходу в сосновом лесу здесь оказалось несколько озёр (видны с дороги) с хорошими съездами (1570 км). Есть кострища. Долго отмывали машину от пыли, налипшей на грейдере.

        05.08.07. Давно хотели побывать в Выборге (1660 км), как оказалось не зря. Шикарный город: старые улочки, площади с памятниками, строения с разной лепниной и конечно настоящий замок (в фильмах видели его не раз). Обязательно поднимитесь на башню замка, отсюда отличные виды на город и Финский залив. По крайней мере, в старом городе полно всяких кафе и ресторанов. Сытно и недорого пообедали в кафе "Каретник", здесь же музей постоялого двора (16 век).
        Дорога на Питер идёт по отличной трассе "Скандинавия". Движение сильное, не смотря на выходной день. В город въехали по Приморскому шоссе. Транспорта было не много (связываем это с воскресным днём). Первую остановку сделали у Арсенала. Побродили. Затем переехали на Васильевский остров, поставили машину за Военно-морским музеем. Стрелка, Петропавловка, Дворцовая набережная все были забиты гуляющим народом. По Неве, Малой Невке, Кронверкскому проливу так и шныряли множество кораблей и судёнышек. Перед Заячьим островом на воде работал фонтан огромных размеров. Питер впечатлял.
        Через мост лейтенанта Шмидта по проспекту Стачек из города выехали в сторону Петродворца, куда прибыли в 19 часов (1850 км). Дворец и нижний парк уже были закрыты для посещения. Найти жильё для ночёвки здесь оказалось трудным – мест нет или цены бешеные. Торговец с развала сувениров посоветовал ехать в гостиницу при университете, что "на окраине за железной дорогой". Проискав её почти час, мы оказались, в самом деле, на окраине Петродворца, похоже в районе Новые места. Было уже поздно, поэтому нашли какой-то съезд в лес, и там встали на ночёвку.

        06.08.07. В девять часов были уже в Петергофе. Побродили по верхнему парку, вход бесплатный. Очень впечатляли общий вид с дворцом, длиннющие арочные аллеи и чистота кругом. В десять часов начали впускать (вход платный) во дворец и нижний парк (100 рублей – взрослым, 30 рублей – детям, посещение отдельных объектов парка платное). Нижний парк потрясающе хорош. В первую очередь нам понравились дворец Марли с прудами (осетры, цветные карпы), Большая оранжерея, Монплезирский сад и конечно вид Большого каскада с дворцом. В 11 часов начали работать фонтаны. Они включались не все сразу, а по мере подхода воды к каждому из них. Посмотреть само начало работы фонтанов, особенно мощных, оказалось очень интересным. После включения хорошо смотрелись фонтаны "Чаши", "Римские", каскады "Шахматная гора", "Золотая гора". Дети и пенсионеры (особенно иностранцы) в восторге были от фонтанов-шутих.
        В 12 часов 30 минут выехали по Петергофскому шоссе в Питер, где через Ленинский проспект и Московское шоссе легко выбрались на трассу "Россия". Дорога до Новгорода была хорошей. В самом городе и рядом с ним стала плохой, в рытвинах. Кремль (16 часов, 2070 км) находится легко, надо ехать всё время по главной улице. Перед ним большой развал сувениров. Кремль очень уютный расположен на высоком берегу Волхова. Внутри его находится потрясающий Софийский собор. Вот так старина, не то что "новодел" Валаама! К тому же, народу здесь намного меньше. Вообще в Новгороде много древностей, объехать дня не хватит (оставили на будущее).
        Далее с небольшими остановками (поесть, размяться) ехали до упора. В Тулу прибыли глухой ночью уже 07.08.07. (3 часа, 2810 км).


НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ.

       1. Для приготовления пищи в дороге использовали воду из бутылей. До Карелии вода в реках явно грязная. На Валааме пользовались озёрной водой.
       2. У Ладоги, на островах хорошее покрытие имеет сотовая связь от "Мегафон", однако местами (в пути) приходилось переключаться на "МТС".
       3. Заправок, магазинов по дороге и в Приладожье много. Цены на бензин и продукты мало, чем отличаются от наших. В Валааме на причале они очень высокие, у монастыря уже нормальные (ниже в дальнем магазине).
       4. Место для стоянки по дороге, особенно в Приладожье, найти не сложно. На островах лучше останавливаться в разрешённых обустроенных местах. По независимым от вас причинам (например, шторм) можно встать и в других местах. При этом следует поискать готовые кострища, они здесь регулярно попадаются. Не устраивайте новых кострищ, все-таки это национальный парк. Своими красотами и отсутствием людей нам в большей степени понравился южный Валаам. Жалко, что не посетили Байевые и Крестовые острова, говорят там очень красиво и дико.
       5. Погода с точки зрения осадков и температуры была очень благоприятной. Дождей практически не было, прошли до нашего приезда. Было очень тепло даже поздно вечером, свитера одевали однажды. Много загорали, купались в прогреваемых заливах.
       Негативным было – очень быстрое усиление ветра до штормового, резкое изменение погоды с ясной даже на туман. Шторм, что нас очень удивило, наблюдался даже в солнечную погоду. Ветра могут подуть с любой стороны. Волны на просторах Ладоги нагоняются до огромных размеров (видели более двух метров). Из-за ветров стоянки советуем выбирать только в защищённых местах.
       6. Похоже, из-за ранее прошедших дождей хорошо было с грибами, особенно с лисичками. Черники и брусники в малопосещаемых местах также было в изобилии. Попадалась земляника и малина. Много черники и брусники (последней на обратном пути) продавалось на дорогах в Приладожье, наблюдали целые микрорынки.
       7. Мы читали в отчетах туристов о сложной рыбалке на Ладоге, о советах взять сеть. Проверили, так и есть (смотри выше). Однако поймать рыбу можно – в хорошую погоду и в определённых местах, на поиск которых придётся потратить много времени. Наилучшие места для ловли – юг и восток Валаама. Местные рыбаки для ловли сига советуют привезти червей. Мы также заметили, что для здешней рыбалки лучше использовать тонкие лески до 0,2 мм максимум и мелкие блёсна и крючки (плотва на 4 номер шла значительно лучше, чем на 6).
       8. Историко-религиозные объекты Валаама впечатляют в первую очередь своей красотой, обустроенностью, но всё это за редким исключением "новодел". Если говорить о духовности и старине, то это Софийский собор в Новгороде.
       9. Для тех, у кого больше времени (дней двадцать) напрашивается такой вариант водного путешествия: Сортавала – Валаам – Крестовые острова – Питкяранта (Салми). Команду (три ката под парусами), идущую по такому маршруту, видели. Вообще-то водников по сравнению с Онежским озером и даже с Белым морем на Валаамском архипелаге мало. Похоже, это связано с очень "ветреным" состоянием данного района. Говорят, что в шхерах западной и северной частей Ладоги туристов больше.
       10. Использование автомобиля в данном путешествии позволило нам посетить не только Валаам, но и Выборг, Петергоф, Великий Новгород. Чему все были очень рады. Жалко, что для этого выделили маловато времени.
       Объезд Ладоги с севера дал возможность увидеть менее населённую и более красивую часть Приладожья, заехать в монастырь Александра Свирского. Автомобильное движение здесь менее насыщенное, но автобусное сообщение между Сортавалой (Питкярантой) в сторону Петрозаводска регулярное.

 

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

       Для знакомства с фотоархивом щелкните по ссылке: >>> ФОТОМАТЕРИАЛЫ ПОХОДА <<<


Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz