БЕЛОЕ МОРЕ (ЧУПА – ГРИДИНО)

Здесь представлены наши наблюдения по ориентированию
(движение, поиск воды…), рыбалке и взаимоотношения с местными.
Надеемся, они помогут Вам в походе.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

   -» Район путешествия: Северная Карелия – Чупская губа, мыс Шарапов, Соностров, мыс Кивиканда, губа Гридина.
   -» Протяженность маршрута: 110 км от п.Чупа до п.Гридино. Его можно урезать километров на пятнадцать, начав с п.Чкаловский (на сокращенном участке ничего интересного нет).
   -» Время (общее) проведения похода: 23.07 – 07.08.2006 г.
   -» Средства сплава: катамаран 4-х местный с мотором в 2,5 л.с. (Tohatsu)
   -» Число участников: 7, из них двое – дети.

   На маршруте пользовались атласом "Карелия, северная часть" с масштабом: в 1 см – 1 км. Карт из этого атласа вполне достаточно.
   Ниже представлена привязка основных ориентиров по километражу. Нам он округленно представился следующим:
Пирс в п.Чупа – начало, далее от него
Остров Олений (родник)
Остров Кереть (начало)
Пежостров (начало), через о.Борщовец                           
Губа Летняя
О.Сосновец
О.Шарапиха
О-ва Вороньи
Соностров (внутренний рейд)
Мыс Кивиканда
Мыс Красный
Мыс Шоломбрадский
Мыс Пурнаволок
Гридино

- 21км
- 31км
- 39км
- 43км
- 49км
- 54км
- 62км
- 69км
- 79км
- 87км
- 95км
- 102км
- 110км



ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДОВ, ОТЪЕЗДОВ, АВАРИЙНЫХ ВЫХОДОВ

         ЗАБРОСКА
      От станции Чупа. Короткий подъезд до пирса в п.Чупа (магазин есть) частником или рейсовым автобусом.
      Рекомендуемый вариант. Мы советуем ехать из Лоухов в п.Чкаловский (с экономите время на интересные места, магазин здесь тоже есть). Докупаться можно также в Лоухах, имеется даже дежурный магазин (хлеба может не быть).
      В Чкаловском для стапеля есть отличное место – старая пристань с брошенными баркасами уже за поселком.
      Кстати, на вокзале в Лоухах постоянно полно транспорта, что дает возможность поторговаться. Мы же уже не первый год за неделю делаем заказ машины по телефону 8(81439) 51630 и 51023, спросить хорошего человека Диму (обеспечивает бензином, молодой картошкой и пр.) – за рейс он взял 1700руб, у него иномарка типа Газели с шестью сиденьями.

         ВЫБРОСКА
      Из п.Гридино до станции Энгозеро самый простой вариант выхода с маршрута через заказ машины (газон – буханку) в правлении "колхоза" – дом в центре, рядом магазин (спиртного, пива, хлеба может не быть, остальное, даже корм для кошек, есть). Такса этого сезона 2500 рублей. Дорога плохая, но легковушки по ней ездят, так что выезд возможен и на них (мы не приценивались). По вторникам и пятницам до станции ходит автобус, народу в нём полно (везут на продажу ягоды, едут в магазины за товаром).
      Мы заказали машину, после чего постояли в губе. Становиться можно на близлежащих островах, в губе Дмитриева, у впадения ручья из Пулозёр.
      В Гридино доброжелательный народ, можно приобрести ягоды (черника 50-60 рублей), "дикую" сёмгу (солёная 240 рублей за килограмм, кстати, на море свежая и посоленная стоила одинаково – 200 рублей).
      Разборку ката производили у колхозного причала. Расположен он чуть ниже центра посёлка. Подходить к причалу лучше в прилив, т.к. берег очень загажен. От него мимо частного дома через 50 м у огромного камня-скалы (виден с воды) расположена площадка, где начинается (кончается) дорога. Это место также известно, как "у старого магазина". Здесь мы посушились и пообедали.
      На станции Энгозеро не все поезда останавливаются.

         АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ
      С этим на маршруте плохо. Реально выход возможен только с помощью рыбаков (здесь их много), на моторках. Рыбаки, если не посягать со своими сетями на их рыбацкий "бизнес", народ добрый и за "бакшиш" (деньги, водка в меньшей степени) всегда пойдут на встречу.


ЛОЦИЯ (и наблюдения)

      1. Стартовали от старой пристани п.Чкаловский. В левой части заливчика хорошо просматривается дайвинг-центр (о нём смотри мой отчет по Керети и Белому морю).
      Местные показали родник, до него от стапеля метров триста. Вначале надо идти по дороге к руднику (не действует), на подъёме дорога расходится, держаться правой. Метров через тридцать вправо отходит плохо просматриваемая (в начале) тропинка, которая некоторое время идёт параллельно забору последнего огорода посёлка. Далее тропинка отходит от забора и входит в березово-осиновый лесок (кругом сосновый лес), где и находится родник.
      2. В губе Амбарской высокий о.Чернышёв обошли справа. За ним слева по ходу открылся вид на низкий о.Утичий с несколькими стоянками, прямо большой о.Олений с родником и стоянками на северном берегу, а справа на материке видны отвалы рудника (шпаты, гранит). Далее небольшие отвалы рудника появятся на южном берегу о.Олений, рядом стоянка. На участке от отвалов на материке до конца островка, расположенного южнее о.Олений, возможна, особенно в проливе между ними, рыбалка трески.
      3. Следующее возможное место рыбалки по ходу движения находится у группы островков, причем на самом большом имеется стоянка.
      4. Далее стоянки есть (слева по ходу) на островах Б.Горелый и Матрёнин. В сужении между материком и Б.Горелым наблюдали морских звёзд, медуз. В средней части Сухой Салмы возможна рыбалка, в том числе на поплавочную удочку с насадкой на крючок пескожила.
      5. На ближайшем мысе о.Кереть хорошая оборудованная стоянка, левее в заливе еще одна – побольше и более защищённая от ветра, но с грязной береговой зоной в отлив. На стоянках есть каменки для бань.
      На всех, выше названных стоянках, плохо с дровами, ягодами, грибами, т.к. здесь полно туристов выходящих с реки Кереть.
      6. Высокий (30 м) остров Борщовец очень красив, также хороши виды с него. В южной части острова бухточка и оборудованная стоянка с каменкой для бани. Грибов и ягод уже было больше. Остров приглуб, думаем, что здесь вполне возможна рыбалка спиннингом с берега. Жаль, не постояли – кончалась вода. При пересечении пролива Большая Салма впервые почувствовали хорошую волну, в море явно штормило.
      7. С Борщовца хорошо видна песчаная коса с огромным пляжем на о.Пежостров. На краю леса имеется большая стоянка, чуть дальше ещё. Вскоре по берегу Глубокой Салмы начинается горелый лесок. Здесь нам попалась масса маслят, чуть в глубине леса избушка. В проливе Глубокая Салма было намного тише, Пежостров здорово защищал нас от северного ветра.
      8. Обрывистый мыс Яжевников хорошо виден издали. Чтобы не пропустить узкие входы в губу Летняя, через 1 км после него следует приблизиться к материковому берегу.
      9. Губа Летняя настоящий фьорд! Берега возвышенные, обрывистые, образуя внутренние заливчики, с поворотами уходят внутрь материка на три километра. Вход в Летнюю островом Скомороший делится на два пролива (вошли северным). От входа внутрь губы в северном проливе глубины резко падают (в отлив почти до нуля), в южном они составляют 10 – 25 метров. Почти у входа в Летней на южном берегу расположена бухточка Крестовая, чуть дальше в северный берег вдаётся бухточка Морозова. Тропы по берегам губы проглядываются лишь местами.
      В губе три оборудованные, с каменками для бань, стоянки (одна на острове). На одной из них (на северном берегу за островом) мы комфортно переждали сильный шторм на море. Здесь нет проблем с водой – в Крестовую бухточку впадает ручей из озерца, что находится южнее Летней.
      Не было здесь проблем с ягодами (морошка, черника, голубика) и грибами (подберёзовики, сыроежки, немного подосиновики и белые). Треску ловили спиннингом с берегов обоих проливов, а также в отвес в южном проливе. Мелкую кумжицу (форельку) на навозного червя (смотри так же на моем сайте "банка для червей") можно поймать в озерце (туда от губы идёт тропа), из которого вытекает, снабжавший нас водой, ручеек. Более крупная кумжа (в сопровождении мелкого окуня) ловилась, в том числе и на спиннинг, в длинном озере, расположенном севернее губы. Туда от губы по правому берегу ручья, вытекающего из озера, идёт плохая тропа. Рыбалка на озере Ниж.Летнее нас разочаровала – лишь мелкий окунёк. К озеру от дальнего конца губы идёт хорошая тропа (вначале через высокую траву) по левому берегу ручья, вытекающего из него.
      По скалам, обращенным к морю, здесь и далее растёт родиола розовая (золотой корень). На водке с несколькими корешками можно сделать настойку с приятным запахом розы, пить через 2-3 дня. Сильно концентрированную (бьёт по сердцу и башке) настойку обязательно разбавлять водкой (водой) до цвета светлого ("жидкого") чая! Настойку можно добавлять в чай или кофе, особенно хорошо в прохладную погоду – тонизирует. О самой заготовке и хранении родиолы розовой смотри (РОДИОЛА РОЗОВАЯ (ЗОЛОТОЙ КОРЕНЬ) из пункта ПОХОДНЫЕ БЛЮДА раздела Прочее моего сайта).
      Попробовали приготовить (исходя из минимальных временных затрат) походную паэльку (плов с мидиями). До этого мы уже готовили мидии, очень вкусная еда, в чём-то напоминает рака. Процесс приготовления мидий и паэльки представлен на моем сайте здесь ПАЭЛЬКА (ПЛОВ С МИДИЯМИ). Мидий здесь и по всему маршруту невероятное количество, но они мелкие, поэтому их обработка требует много времени. Однако, хотя бы пару раз за поход это стоит сделать, не пожалеете.
      10. Далее шли между материком и о.Сосновец. Район очень красив. Высокий (25 м), каменистый Сосновец, не менее высокий, скалистый с обрывистыми берегами о.Большой Медведок, приглубленные берега бухт Осечкова и Никольской даже в нашу ветреную и мрачную погоду оставили самое приятное впечатление. На Сосновце видели стоянки. По словам рыбаков (изба за Летней губой), в Никольской губе туристы также останавливаются, тем более за о.Малый Медведок находятся защищенные от всех ветров места, а рядом непересыхающие ручьи.
      Губа менее посещаема туристами, чем Летняя и остров Сосновец. Думаем, что с грибами и ягодами там ещё лучше. Возможности для морской рыбалки спиннингом с берега и в отвес также огромны – глубины до 60 метров. Недалеко от берега располагаются несколько крупных озёр.
      11. На подходе к губе Жемчужная резко усилился ветер, волна стала круче (1,5 – 2 м), появились барашки, катамаран стало заливать (а так хотелось пройти мыс Шарапов). Сама губа оказалась очень открытой (в первой части есть рыбацкая избушка). Лишь в дальней её части, где впадает ручей Жемчужный, есть мысок, закрывающий от северного и восточного ветров. За ним стоянка, на которой уже три дня стояли питерцы – ждали окончания штормов. Непосредственно у ручья за кустами-деревцами также есть стоянка, но она продувалась данным ветром.
      Здесь на берегу установлен большой щит с надписью "Тоня Большая Жемчужная". Аналогичных знаков по берегу моря разбросано много. Они предупреждают о том, что в данных местах приезжим рыбалка, особенно сетями, запрещена. Даже если вы собрались ловить спиннингом или в отвес, будет лучше спросить разрешение у рыбаков. Нам они ни где не отказывали, часто сами показывали лучшие места ловли. Установленные сети рыбаков видны по буйкам или пластиковым бутылкам из-под напитков, к ним лучше не приближаться.
      12. В губе Жемчужная также много грибов и ягод (на открытых местах начала встречаться красноватая брусника). У впадения в залив в ручье Жемчужном водится форелька. Чуть от моря берега ручья заболочены.
      В отлив (после шторма) набрали морской капусты (ламинария). Заготавливается она метрами, а не кочанами. Без воды быстро высыхает и становится коричневой. Морскую капусту пробовали тушить (опять зеленеет), процесс, как и с обычной, долгий. Вкус приятный.
      В губе очень много плавника, вечером сделали приличных размеров "Бемс" (костёр).
      13. В этот день (29 июля) мы особенно убедились и удивились в непредсказуемости погоды на Белом море. С утра задувало. К полудню вдруг тучи разошлись, ветер стих, на море наступил почти штиль. Возникла мысль сплавать на рыбалку в пролив у о.Шарапиха. Однако когда из-за мыса Шарапов появилась сначала небольшая яхта, а за ней несколько групп байдарочников, мы отказались от этой мысли. Быстро собрались и двинулись им навстречу. От одной из команд туристов узнали, что они ждали погоды почти четыре дня и уже собирались обносить мыс, разобрав байдарки.
      Остров Шарапиха (30м) с крутыми, приглубленными берегами красив. Напротив, на материке стоят рыбаки, по проливу разбросаны их сети. Говорят, здесь в отвес ловится крупная треска. В проливе стоял полный штиль, соблазн порыбачить был велик, но мы не стали, и, как потом выяснится, поступили правильно.
      Подошли к живописному из гранита красноватого цвета, скалистому, в трещинах мысу Шарапов с невысоким маяком (отм. 53м). Хотели пристать. Но тут опять мощно задуло с северо-востока! За мысом Челпан сначала пытались проскочить в первый залив, расположенный за избой (обозначена на карте), не вышло – камни, вал просто заливал кат. С огромным трудом среди луд и камней на вёслах проскочили (выбирать уже не приходилось) в следующий залив. В нём (покрыт лесом) мы и стали в самой глубине. Здесь оказались избушка (явно редко посещаемая) и ручеёк. К 23 часам опять стихло, закат был великолепен.
      14. В отлив между островами Вороньи идти, особенно на моторе, очень сложно – сплошные банки, луды. Ушли в море. Мыс Вороний голый, скалистый, красноватый, приметный. За ним узкий глубокий красивый залив, куда впадает ручей из озер Шатовы. На этом ручье в лесу, чуть ниже первого от моря озера, расположен водопад (более 2-х м). К озеру лучше идти по левому берегу ручья (тропы нет). Рыбалка на самом озере никакая.
      На самом верху скалистого южного берега залива разбросаны несколько глубоких ванн с пресной водой. Отсюда четко просматривается вход в пролив Соностровская Салма.
      Этот район (также губа Глубокая и Соностров) очень красив, тем более в, наконец установившуюся хорошую погоду.
      15. На Сонострове (высота до 44 м) встали в дальней его части, сразу после окончания высокого скалистого берега напротив о.Тонисоар – называют "место со столом". Отсюда две (начинаются с одной) тропы ведут к берегу моря в губу Ерохушина. Правая идёт к мелкому незащищенному от ветров берегу, длинная левая в самый дальний более тихий конец губы. В обеих местах возможны стоянки.
      Проход к реке Сонрека (к бывшему большому колхозу Соностров, осталось несколько домов) находится между островами Тонисоар и Тыракасоар, южнее первого расположен о.Палосоар. У впадения реки разбросаны несколько домов и пара причалов, один из, которых (ближний) принадлежит мидиевой ферме. На причалах наблюдали яхты турфирм и частные. В мидиевом хозяйстве есть, баня (ценами не интересовались) и дизель-генератор, при надобности можно подзарядить аккумуляторы. Сюда с Сонреки с забором воды выше приливной зоны осуществляется самотёком подача пресной воды по трубам. По словам местных (мы не ходили), в зоне километра от моря на реке водопад в 1,5 м.
      Мидии можно купить – 500 рублей за ведро. Они крупные, не то, что растут по заливам моря. Оказывается, такими большими они становятся за 3-4 года, при этом, они должны расти в местах, защищённых от весенне–осенних штормов (срываются, бьются). Соностовская Салма создаёт им такие условия. Садками для мидий являются тросы (мидии за них крепко цепляются), закрепленные на пластмассовых трубах-бочках разбросанных по проливу, особенно в северо-западной части.
      Ягод, грибов на Сонострове много.
      ОСОБО О РЫБАЛКЕ. На озере Ниж.Попово хорошая рыбалка на щуку-окуня, туда с яхт специально возят туристов. По самому проливу рыбалки трески никакой, что у нас (с берега и в отвес), что у местных (наблюдали ловлю с двух лодок). Говорят, что это связано с жизнедеятельностью мидий, которые "чавкая, мутят воду" всё больше (ферма растёт). Рыбалка со стороны моря (скалы севернее избы и высокой скалы с треногой) была очень добычливой (час-полтора до 10 кг трески, самая большая была в 1,5 кг). Кстати, жареная или тушеная (смотри страничку РЫБА ТУШЕНАЯ) свежая треска очень вкусная рыба. Пробовали готовить её в фольге в разных вариантах – так себе. Кумжица намного вкуснее. А вот жареная печень трески оказалась вкуснее кумжевой. В связи с тем, что в печени трески могут быть паразиты-червячки, её надо разрезать по длине, отобрать, по возможности, червячков, и хорошенько прожарить (местные жарят сразу).
      Много раз наблюдали нерп (котики, тюлени), здесь они подплывали близко.
      16. От Сонострова отошли при малом ветре. Но уже в губе Дорошиха налетел шторм. Пришлось прятаться в губе Пелег – очень мелкий песчаный залив. Здесь сначала отсиживались от ветра за скалой, а потом когда (временами) пошёл мелкий нудный дождик ушли дальше за лес. Поставили "балдёжник", жгли "бемс", ждали погоды.
      Мы уже подумывали разбивать лагерь (место не очень), ветер немного стих. Двинулись дальше. Мыс Девичий и изба в губе Илейкина хорошо видны с воды. Мыс Кивиканда (здесь нас тоже здорово потрепало) среди скалистых берегов плохо различим. Но большая изба у впадения ручья из озера Кювиканда видна издали. В этой избе рыбаки обычно не стоят, говорят она для местного начальства. Левее её (у отрога) на берегу моря есть оборудованное кострище, а недалеко в лесочке у сушилки сетей хорошее место под палатки. Все тропинки от берега моря ведут (метров 100) к очень красивому узкому, извилистому, изрезанному заливами озеру Кювиканда. На него и море (в последний раз видели мыс Турий на Кольском п-ове, район Умбы, около 40 км) открывается замечательный вид с южного от ручья отрога. Слева от тропинки к озеру есть баня и качели (на ветке дерева).
      В районе избы в ручье ловится осторожная кумжица. В ближней с низкими берегами части озера рыбалка плохая (подтвердили и местные). Со скал мыса явно возможна рыбалка трески. Её мы не ловили, т.к. на пол-литра спирта "поймали" здесь сёмгу более 2-х килограммов.
      17. Огромной осушки, обозначенной на карте, не заметили, хотя мысы определялись легко (по всему маршруту на основных везде стоят треноги). Видели много изб, прикупили солёной сёмги по 170 рублей за килограмм (брать надо двух-трёхдневного посола, чтобы нормально просолилась и не была сильно солёной).
      Мысы Черный камень (с булыганами черного цвета), Орлов и губа Сухая (мелководная и загроможденная камнями) очень приметны и живописны. В губе Сухая (с севера) большой лагерь рыбаков, в речке, впадающей в неё, ловится кумжица.
      18. От не высокого, сложенного из красноватого гранита, мыса Шоломбрадский хорошо просматривается остров Карбас Луда. Этот небольшой гранитный (черного цвета) островок, лишенный растительности, смотрится старым кораблём. Высота его 9 м, берега круты и приглубы.
      19. От Карбас Луды уже четко видны сараи, дома и строения на мысе Пурнаволок. Это бывший военный городок сил ПВО (нежилой). К нему по брошенной дороге (обозначена на старых картах) и сейчас на кунге можно добраться от п.Амбарный (так сделали москвичи – отдыхали, рыбачили). На этом участке часто наблюдали нерп, а раз в отдалении белух.
      20. На возвышенной части мыса Кирбей (Кирбейнаволок) виден огромный "бак". Береговая линия у мыса сильно изрезана. В губе Гридина меж островами чувствовалось течение. Остров Высокий легко определяется по треноге. На стоянку стали у большого камня в 100м от устья ручья из Пулозёр со стороны мыса Кирбей.
      21. Утром отправились в п.Гридино искать машину для отъезда и в магазин. В губе Гридина много островов, причем, чем ближе к посёлку, тем их больше. Чтобы не заблудиться, надо знать следующие ориентиры. Вход в пролив между посёлком и островом Луда Лесовата лежит чётко на одной линии, идущей от избы рыбаков (в губе Гридина юго-западнее мыса Кирбей) и проходящей между островами Высокий – Овечий. С середины пути будут видны, как крыши посёлка, так и дом рыбаков. При этом мыс Дмитриев и группа островов, идущих в сторону о.Шурачешная, остаются по сторонам.
      Газон-буханку "в колхозе" заказали до Энгозера быстро. А вот магазин нас не порадовал – пива к сёмге и планируемой бани не было. С большими уговорами, из подполы, из особых запасов удалось заполучить лишь бутылку настойки "Карельская брусничная". У местных сделали заказ на чернику.
      Баню (на троих), мы возим с собой. Она сделана из полиэтилена, не требует каркаса, легко и быстро ставится на растяжках (между деревьями, через колья – стойки …), низ прижимается песком, камнями, брёвнами. Такая баня не предполагает складывания каменки. А это значит, что не надо заготавливать дрова в виде мелких чурок (плавник плохо колется), и вместо традиционной пилы взять в поход легкую и компактную цепную пилу. Камни размером 25-40 см в течение 2-3 часов (зависит от количества камней) нагреваются отдельно бревнами толщиной до 15 см длиной до 1,5 м и затем веслами вкатываются в баню (для каждой смены свои, можно добавлять к предыдущим). На одного человека достаточно, в зависимости от величины, 2-3-х камней (как-то на 12 человек ушло 30 камней). Данная баня долговечна – камни, чтобы стенка из полиэтилена не плавилась, всегда можно отодвинуть.
      Для бани берется полиэтиленовая полутораметровая труба (т.е. с периметром 6 м) толщиной 120 мкн и более, длиной 2,3 м. К одному торцу пришивается потолок размером 1,2 м на 1,8 м. Подшив лучше делать через ткань швом-зикзаг. На середину потолка, по высоте бани в середины углов (лучше через круги из ткани диаметром около 20 см), в углы потолка пришиваются петли (всего 9) для растяжек. В стенке шириной 1,2 м, отступив от потолка 30-40 см, делается прорезь, которую закрывают куском плёнки ("дверь") шириной 40-50 см, сделав через ткань шов-зигзаг сверху и сбоку к одной из сторон стенки. На этом куске и соответственно и стенке бани пришиваются 3 пары тесемок для закрытия "двери". Лучшие камни для бани – однородные, без прожилок (не трескаются). Для нагрева камни складываются колодцем по высоте в 3 ряда, нижний ряд двойной. Костёр разжигают как внутри, так и снаружи. При помывке, когда часть камней отобрана, костёр лучше поддерживать. На месте установки бани, а также на пути перекатывания камей следует обязательно тщательно убрать сухую листву и хвою (горят, дымят). Для закатывания камней длинную и половину стенки с "дверью" приподнимают. Если задымление бани при закатывании все же произошло (угарный газ), следует, не закрыв её, камни облить водой и дать проветриться.
      Пробовали рыбачить в Пулозёрах. В нижнем озере есть только мелкий окунь (тропа по восточному берегу). В верхнем ещё и щука, но её очень мало и только в глубоких местах.
      Любых ягод здесь много, грибов тоже хватает. А вот плавника по берегам нет, оказывается его местные гридинские собирают.
      22. В Гридино (основание – 14 век) есть достопримечательность – деревянная церковь. Церковь Николая Чудотворца претерпела уже одну реконструкцию. Первоначально это была разноширокая и разновысокая часовня, включавшая молитвенное помещение и узкий притвор — сени. Во второй строительный период (в середине XIX века) часовня была переоборудована в церковь. Её восстанавливают, но как-то вяло (нет денег). Говорят, церковь можно даже посмотреть изнутри, но времени у нас перед отъездом было мало, да и ключи находились у кого-то.
      По остаткам мостков, огромных амбаров и баркасов, видно, что еще недавно селение процветало.
      Газон-буханка был здорово разбит, так что дорога была жесткой и очень пыльной. Видели поворот на Кангалакшу, туда идёт такая же грунтовка.
      23. В Энгозере три магазина, один у вокзала (нам хватило его) и два за ж.д. линией. С билетами на Тулу (Москву) было плохо. Кассир сказал, что нечего ездить по выходным (была суббота), а вот на будни билеты есть. Поехали на Волгоградском в обход Москвы до Рязани, оттуда до Тулы арендовали Газель.

ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

      1. На первой половине маршрута туристов очень много: идут с Керети, ходят по Чупской губе, Большой Салме, к Сонреке (полно яхт). После Сонострова их не видели (наблюдали раза три яхты).
      2. Хороших стоянок, т.е. оборудованных кострищем, столом и сиденьями, до Сонострова много, причем на большинстве из них имеются готовые каменки для бань и каркасы. На стоянках гнуса практически нет, сдувается ветром – побережником. Однажды (у озера Кювиканда) пришлось из-за ветра палатки ставить в лесу, сразу появился гнус. В борьбе с ним здорово помогли тлеющие спирали против комаров, разложенные и развешенные на проволоке по лагерю (осторожно, они очень огнеопасны при падении в мох и даже на стол).
      3. Мест для днёвок красивых, богатых дарами природы предостаточно. Ниже мы представим некоторые из них, которые обеспечивают ещё и защиту от холодных, сильных северных и северо-восточных ветров:
            - коса и залив на острове Кереть, обращённые в сторону Сухой Салмы – красивое и бойкое место, через которое проходит полно туристов и яхт;
            - южный залив на о.Борщовец – шикарные виды по всем направлениям;
            - губа Летняя и губа Никольская, Соностровская Салма – просто суперместа;
            - район пролива у о.Шарапов (о стоянках на острове не знаем) – красиво, рыбалка;
            - у озера Кювиканда – красивое место, ягоды, рыбалка (палатки в лесу – есть гнус);
            - район мысов Чёрный Камень-Орлов-Шоломбрадский – ягоды, грибы, рыба, нерпы….
      4. Березы для наборов катамаранов у старой пристани в Чкаловском нет (кругом сосновый лес), но она растёт у родника. У пристани можно найти остатки наборов катов от групп, которые кончали походы здесь.
      5. С дровами па маршруте проблем не было, плавника (кроме Гридинской губы) везде много. На скальных выходах тяжело установить колья для костра, советуем взять таганок.
      6. Погода. Она была необычно прохладой для этого времени. Днём температура воздуха лишь изредка поднималась выше 18 °С, а временами опускалась и до 8 °С. Почти всё время дули ветра северных направлений. Южных ветров совсем не было, ветра западный и восточный были как "манна небесная". Причём, северные холодные ветры, переходящие в шторма, могли дуть по 2-4 дня подряд. Такого (четыре дня), ни мы за свои походы, ни местные не могли припомнить. Одна радость, дождь практически не шёл. Лишь два раза мы натягивали "балдёжник" под символическое накрапывание. Настоящие дожди ветер сносил на материк – там чёрные тучи, молнии, радуги. За весь поход мы не ставили лагерь в дождь и не снимались.
      В связи с тем, что Белое море холодное, при движении даже в жару приходилось одеваться тепло (вода фонит). Непродуваемые штормовки обязательны.
      7. До этого похода мы ходили по Чупской и Поньгомской губам. Когда задувал сильный ветер, движение на нашем катамаране не прекращали, прикрываясь островами, которых там множество. На этом маршруте, по крайней мере, половине его, пришлось идти по открытому морю. При северном и северо-восточном ветре волны, временами, по высоте превышали 2 м и были с белым гребнем, коротким периодом! Причём, появлялись они быстро без особого внешнего (кроме усиления ветра) изменения в погоде. Мы не пробовали ходить в такие волны (нас заливал уже и полутораметровый вал), успевали укрываться в заливах. Самые опасные участки маршрута: мыс Жемчужный – мыс Шарапов – мыс Вороний и Соностров – мыс Кирбей. При прохождении их всегда следует иметь на примете впереди губы и заливы (заливчики), в которые Вы спрячетесь при усилении ветра. Это особенно важно, когда из-за луд или срезания(сокращения) пути отходишь на большие расстояния от берега (у нас бывало до 1 км). На этих участках при планировании графика движения на шторма следует заложить запасные дни (один – два на каждый).
      8. В этом походе было мало теплых безветренных дней. Купались редко, в мелких, хорошо прогреваемых и защищённых от ветра, пляжах. В прилив вода теплее, похоже, греется о прибрежные камни, нагреваемые за время отлива. Пару раз на скалах встречали большие и глубокие (до метра) ванны с пресной водой, вода в них была явно теплее морской.
      9. До Сухой губы стоят рыбаки из Чупы, с неё они гридинские. Рыбаков много. Некоторые избы располагаются в лесу, стоянки видны по лодкам на берегу. Покупка "дикой" сёмги, горбуши, трески, камбалы более вероятна и дешевле (возможно даже за спирт) от Сонострова до мыса Шоломбрадского. Цены: на горбушу до 100руб, на сёмгу до 200руб (свежая, солёная) за килограмм.
      10. Рыбалка на реках, ручьях и озерах просто потрясла. Практически она была никакая! Мы пробовали ловить по всему маршруту. Не делали это только у Никольской губы (местные не хвалили) и на Поповых озёрах (местные хвалили). Основной нашей добычей были мелкие окушки и кумжицы (форельки). Ловля последней (очень осторожная) трудная, возможна на червя, мушку и блесну (на озёрах, разливах ручьёв). Из-за размеров кумжицы использовались крючки до шестого номера, а блёсны-вращалки типа "фокс" и "мепс" номер 2.
      Червя (навозного) можно привезти с собой в специальной банке смотри схему "банка для червей" на моем сайте (в главе РЫБАЦКИЕ ХИТРОСТИ раздела Прочее).
      Думаем, что ловля кумжиц (до 250 грамм, иногда) не стоила тех затрат нашего времени.
      11. Рыбалка на море резко отличается от ловли в реке. О её особенностях можно узнать из отчета по Керети и Белому морю. У нас она была успешной. Причём, в Чупской губе рыба ловилась хуже, чем в море, но не в особой зависимости от времени суток и стадии прилива. Главное – это место ловли и усердие. В Гридинской губе не рыбачили. На море более успешной рыбалка была в начале прилива (час-два), при этом в утренний (у нас в 3-5 часов) трески ловилось намного больше. В безветренную погоду шансы выше. Чем ближе по времени к осени, тем рыбалка лучше (и сёмги предлагается больше).
      В проводку и на удочку не ловили. Ловили на спиннинг с берега, реже в отвес.
      В отвес эффективней ловля была на серебристых блёснах с насадкой пескожила (при подкапывании их домиков-пирамидок в песчаных заливах лопату быстро переворачивать – червяк очень шустрый). Самую крупную треску следует искать на глубине 10 и более метров.
      С берега лучшая рыбалка была с обращённых к морю невысоких скал (крупную треску вытягивать не так легко) или в начале глубоких заливов. Хорошо когда берега в трещинах (они уходят и под воду), сильно изрезаны и имеют резкие свалы в глубину (в начале хотя бы метра 3-4). На блёсны рыба практически не брала. Лучше был клёв на виборхвосты длиной 10 – 12 см. Отлично в рыбалке показали себя твисторы с телом 5 – 6 см, с общим размером около 10 – 12 см. Расцветки были следующие: тело красное – хвостик жёлтый; полностью красный; полностью жёлтый (с блёсками); полностью белый. Но самый удачливый оказался твистор с телом в виде гармошки жёлтого (других цветов не было) с вкраплениями золотого и красного цветов. Вес джиг-головки был около 20 грамм. Заброс делается на 30-50 м, вести насадку надо стараться у дна, иногда делая подёргивание спиннингом. Если поклёвок нет или кончились, место меняется.
      Треска (смотри также мой отчет по Керети и Белому морю), не разделанная долго не храниться. Утренняя рыба уже вечером (в жару) может принять не свежий вид. Хранить её лучше в жареном виде, можно посолить.
      Камбала не попадалась, местные говорят, что идёт только в сеть (видели – мелкая).
      Сёмгу, дабы не рисковать животом, надо покупать просоленную (не менее 2-х дней). В море ловят её сетями.
      Рыбинспекторов на море мы не видели, хотя истории с их участием в Чупской губе нам известны (только при постановке сетей).
      12. Удивило в этом походе огромное количество грибов, причём червивых даже большого размера попадалось мало. Сыроежки (чистые, крепкие) вообще достигали гигантских размеров: шляпки до 30 см.
      13. Черники, местами поразительно крупной и по настоящему черной, было очень много. Любимое блюдо с нею – "блины с черникой" (смотрите так же мой сайт другие походные блюда).
В изобилии была голубика и морошка, объедались. Брусника местами встречалась уже красной. Чернику можно было приобрести в Гридино (50 – 60 рублей за кг), причем на заказ (поставщиков нашли у магазина).
      14. Губы Чупа, Глубокая, Гридина очень смотрятся своими островами, часто высокими и скалистыми. В море много морских звезд, разнообразных по виду и цвету медуз, видели нерп и белух, у берегов полно разных чаек, крачек и куликов.
      Но самое удивительное на Белом море – приливы и отливы. Примерно два раза в сутки вода находит на берег (~ период 12час 40мин) и два раза отходит от него (появляются новые острова, проливы, банки, огромные пространства осушки…). Высота прилива до 2-х метров. В сужениях между островами во время приливов (отливов) видно течение, причем оно даже может помешать движению. Наиболее сильное движение воды происходит в первый час приливов и отливов. За ними надо следить, чтобы оставленные на берегу средства сплава не унесло или чтобы их у мелкого берега не пришлось тащить за отлив (ждать для приставания прилива) и т.д. Ходить по морю лучше по высокой воде – легче проскочить в заливы (особенно мелкие, часто усыпанные камнями) при возникновении штормов.
      15. Проблема при хождении по морю – пресная вода. Решают ее так:
            - находят в скалистых расщелинах, где она собирается после дождей, дезинфицируют (если дожди долго не шли, вода будет солоноватой);
            - делают запасы в емкости в устьях рек, ручьев, в родниках (на маршруте таких источников оказалось много, от Летней все ручьи и речки, показанные на карте, действующие).
      В некоторых отчетах встречается упоминание о родниках, которые открываются во время отлива. Не стоит особо надеяться на эти родники, нам попадались такие – вода в них за время отлива так и не становится до конца пресной.
      И еще, при поисках воды по карте можно попасть впросак. Мелкие ручьи, впадающие в море и близко, расположенные к берегу маленькие озерца часто оказываются пересохшими или заболоченными и засоленными.
      16. Внимание! Если Вы хотите продлить срок службы своих средства сплава, то в конце плавания по морю обязательно следует их обильно обмыть (особенно рамы и каркасы) обычной (не морской) водой. Места соединений железо – алюминий лучше промыть с применением моющих средств. Если Вы не смогли этого выполнить на месте, сделайте по приезде домой. Еще с большей ответственностью надо подойти к сохранности рыболовных снастей и подвесных моторов (коррозия!).
      17. В своих предыдущих описаниях путешествий мы не уделяли особого внимания собственно хождению на катамаране с мотором. В этом походе об этом несколько раз с другими туристами, ходившими с парусом, мотором или без них, были даже "диспуты". Также запрашивались советы по выбору двигателя и прочего через Интернет.
      Мы считаем, что выбор облегчающего путешествие снаряжения всегда связан с исходными задачами самого путешествия. Для нас уже несколько лет исходными являются следующие факторы:
            - катамаран должен перевозить до 6 взрослых туристов, а это соответствует объёму баллонов в 1,6-1,8 куб.м. и размерам 4,5-4,8 на 2,2 метра;
            - в ходовой день планируется проходить 15-20 километров, а если попалось замечательное место, то и остановиться ранее;
            - вес дополнительного снаряжения должен быть минимальным;
            - стоимость двигателя и затрат на его обслуживание были бы как можно ниже.
      Из всего вышесказанного, при сплаве по морю, озёрам, большим речным плёсам вполне подходят моторы с мощностью 2,5-3,5 л.с. (на винте). Кат с таким двигателем:
            - идёт со скоростью 5-7 км в зависимости от направления ветра;
            - ходовой день составляет 3-5 часов (иногда собираешься дольше!);
            - вес мотора, запчастей всего около 15 кг; бензина расход просто смешной: на 100 км 11-12 литров, канистр не надо, хватает бутылок из под воды;
            - стоимость двигателей такой мощности минимальная, с увеличением лошадок цена (да и вес) резко растёт; увеличиваются затраты на запасной винт, на моторное и трансмиссионное масла;
            - и ещё отдельный огромный плюс: транец для такого движка простейший – к последней поперечине набора прибивается (сверху – сбоку) доска толщиной 35-40 мм длиной 600-700 мм (ширина доски 150-200 мм в зависимости от движка и осадки ката, берите шире – на месте подрубите), а к ней и к предыдущей поперечине достаточно прикрепить сверху две (можно ещё сбоку две) укосины диаметром 50-80 мм.
      По такой мощности известны только импортные моторы. Выбор дело вкуса и цены, все они примерно одинаковы по характеристикам и обслуживанию.
      Есть мотор в 2 л.с. у двигателя (на винте около 1,8) российского производства – "Салют". Он перед импортными имеет такие преимущества: меньшая цена, возможность использования 80 бензина (95 и даже 92 не везде есть), дешевые запчасти и масла. Мы ходили с таким мотором, четырёхместный кат еле тянул – слабоват (очень резко падает ресурс). Однако, на катамаране двойке (до 3-х человек) он ведёт себя просто отлично.
            Один из "диспутов".
      Встретили группу из Питера с мотором в 10 л.с. Его вес за 30 кг. Отдельный бак (канистры запаса) для бензина, да и ест его и масла без меры. Проблемы с креплением транца. В большую волну уже на средней скорости их заливает – нужны гидраки и гидроёмкости (ещё вес). Мы обходились без них, для вещей используя п/э мешки, хотя ходили при одной волне. Итого – питерцы приехали сюда на машине. Плюс один, то расстояние, что мы ходим за 3 – 5 часов, они идут за час.
      Говорят ресурс маломощного движка под нашей нагрузкой резко упадёт. Согласны, в 2-3 раза, т.е. пусть составит 200 часов на среднем основном скоростном режиме (на максимальном режиме ходили только на рыбалку, сильном попутном ветре…). На 150 км уходит около 25 часов сплавного времени, т.е. на 8 лет хождению по морю ресурса хватит, а если по рекам – озёрам (морю) на все 15 и более. А если на кате в 1,5 куба ходить четверым туристам ресурс увеличится ещё значительней.
            Говорили и с туристами, что ходят под парусом.
      Парусное снаряжение при одинаковых условиях по средствам сплава примерно по весу равно с весом мотора и запчастей к нему (бензин берём на месте). Сборка ката с парусом идёт дольше, а управление уж поверьте намного сложнее, особенно на нешироких озёрах и плёсах. Мы ходили на катах под парусом и говорим это не просто так, тем более разместить на нашем кате даже с парусом типа "Стриж" 6 человек просто невозможно – центр занят, парус постоянно ходит над головами. Парус в нашем классе судов любителям очень подходит для плавания без графика (в шторм и тихую погоду стоянка), а значит надо иметь неограниченное время для похода или ограниченный район или очень рваный режим движения. Для исключения этого знакомые нам туристы уровня профессионалов ходят по Белому морю и озёрам типа Пяозеро под парусом с обязательным мотором в 2,5 – 5 л.с.
      Несколько советов. Бензин держать на кате лучше в бутылках из-под воды (1,5-5л, набираем в дороге), т.к. они не "фонят" даже в жаркую погоду (бензин нам по договорённости при заказе машины привозят к старту или в больших канистрах или в канистрах из-под моторного масла).
      Чтобы следующий пуск двигателя особенно через большое время, проходил легче, следует при подходе к остановке (стоянке) за ранее перекрыть кран подачи топлива и дать возможность сгореть бензину полностью (свеча останется сухой).
      Во избежание конфликтов в поезде (запах!) перед отъездом обязательно мотор следует хорошенько помыть со средством типа "Феири", просушить (обтереть) и упаковать в полиэтиленовый мешок.
      18. После Лоухов (есть дежурный магазин с консервами, пивом, вином, водкой и бакалеей, хлеба ночью может не быть), Чупы и Чкаловского (в последних дневные магазины – хлеб необязателен) пополнить запасы продуктов можно только в п.Гридино (здесь проблема спиртное, хлеб; сухари и пряники есть).
      19. Из Интернета и от туристов мы знали о сложностях переходов по открытым местам Белого моря. Конечно, сильные ветра и жёсткие волны (видели более 2-х метров, ходили в 1,5 м) для нас не были подарком, хотя и дали мощный заряд адреналина! Но было очень много и другого – это ненаселенка (только рыбаки и редкие туристы), шикарные виды, изобилие ягод, грибов и отличная морская рыбалка! А Соностров вообще настоящая "жемчужина". Для более детального ознакомления местности (губы Никольская, Воронья, Глубокая…, Поповых озёр…) следует добавить ещё 3-4 дня.

5. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

     Чтобы перейти фотографии нашего похода нажать на ссылку ниже:

*  *   *   ФОТОГРАФИИ   *   *  *





Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz