ВЫГ – БЕЛОМОРО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ 2008
Долго выбирали маршрут по типу прошлого года. Так чтобы была
водная часть для катамарана и познавательно – историческая при подъезде
и выходе со сплава. Всем этим требованиям наибольшей степени подходили
Южная Карелия и ближайшие к ней области России.
Решающими для выбора водной части стали следующие факторы: наличие автостоянки, близость начала и конца сплава, новизна района. Этому соответствовали: река Выг с озером Выг и Онежское озеро (Кижи – Уницкая губа) с автопарковкой машин в г.Медвежьегорск. Наличие детей и их желание сплавиться по порогам привело нас к выбору реки Выг.
Для второй части путешествия определяющим было посещение наибольшего числа интересных мест при наименьших отклонениях от пути до Медвежьегорска и обратно. Решили посетить Великий Новгород, Псков, Печоры, Пушкинские горы…
29.07.08. В 4.50 светало, выехали из Тулы пораньше, чтобы проскочить кольцевую в Москве (7.05, 215 км) до часа пик. Правильно, что так сделали. На въезд в Москву в Химках уже была пробка.
Трасса М10 на Питер сильно загружена. Заправок много. Все объезды городов легко определяемые. Очень жалко жителей Вышнего Волочка (11.30, 510 км) и водителей авто – движение через город: пробки, смог… Опять подивили Кресты (13.40, 650 км) – "чайная" с самоварами под открытым небом на несколько километров. Трасса на Питер в Новгородской области за год стала получше, у моста через Волхов не было пробки. После Лодейного Поля дорога стала просто ужасной – разбита, в заплатках. Проехали прошлогоднюю стоянку у озера Вехкозеро с давно заброшенной турбазой. Въехали в Карелию. Вот это дороги! Местами получше московских. За Олонцом (20.10, 1090 км) начали искать место под стоянку. Это дело оказалась не простым (пожалели, что не стали на Олонке сразу за мостом). У указателя на "Кескозеро 1 км" слева от трассы находится место для остановок транспорта. За ним через 100 м по дороге к Кескозеру есть налево съезд на поляну, где мы и стали на ночёвку. В дальнейшем выяснилось, что ещё лучше можно было стать далее по трассе в ближайшей зоне (до 10 км) – есть съезды, сосновый лес.
Самое ужасное в дороге – от Москвы до Олонца с отдельными небольшими перерывами шёл дождь, временами очень сильный.
Лагерь ставили без дождя. Для приготовления пищи использовали газовую плиту.
Подивили цены на бензин в Ленинградской области и в Карелии, так для АИ-95 они достигали 27р 40 копеек при наших 25 рублях.
30.07.08. Повезло, собрать лагерь и поесть успели до дождя. Отъезжали (9.50, 1140 км), он уже моросил. Дороги очень хорошие, местами идёт ремонт. В районах ремонта ГАИ обязательна. К обеду распогодилось, стало появляться солнце. Петрозаводск обошли по шикарной объездной. За Шуей ушли налево по федеральной трассе (М18) в сторону Марциальных Вод, дорога стала похуже (через Кондопогу идёт очень хорошая).
Марциальные Воды и сейчас процветающий курорт – около 500 лечащихся в смене. Имеется четыре источника (три рядом) с разными водами для лечения болезней сердца, нервов, желудка и т.д. Места красивые.
Зимой 1714 г. работник Иван Ребоев, сердечник, обнаружил незамерзающий родник, испил из него воды и почувствовал облегчение. О выздоровлении он рассказал управляющему Кончезерского завода, тот далее – олонецкому коменданту Виллиму Геннину. 1717 года Пётр I отправил своего медика Л.Л.Блюментроста к водам. Железистая вода в честь бога войны и железа Марса была названа "марциальной". Сам Пётр I приезжал на лечение четырежды. Результаты лечения были благоприятны. После смерти Петра I курорт пришел в упадок. Новое рождение курорта состоялось в 1964 году. С петровских времен сохранились павильоны, построенные над источниками в 1833 и 1858 годах, а также здание церкви апостола Петра и ее колокольни. Над источником, из которого пили марциальную воду в XVIII веке, к приезду Александра II в 1858 году построена памятная беседка. В настоящее время целебные воды выводятся на поверхность посредством четырех скважин. Каждая из них несет различную по своему физико-химическому составу воду, которая оздоравливает определенную систему организма.
После Гирваса и до Медвежьегорска дорога вновь становится отличной, усиливается и движение. Автовокзал в Медвежьегорске (13.40, 1380 км) находится на одной площади с ж.д. вокзалом. Отсюда до Огорелышей (110 км) можно было уехать на такси (1500 рублей плюс за вещи) или заказать Газель (3800 рублей). Найти "частников" у вокзалов просто невозможно, их здесь извели. Можно с пересадками: до Повенца транспорта много, до Лобского меньше, далее попутки совсем редки. В Огорелыши ходит маршрутка (15 человек) в 16 часов 30 минут по пятницам, субботам, воскресеньям и понедельникам (уточнить можно – тел. 81434 24488). Оттуда она выходит на следующий день в 7 часов.
Была среда, заказали Газель, т.к. нас было шестеро и вещей навалом (две такси по деньгам обошлись бы также, а по удобству и раздельности езды явный проигрыш). Выехали в 16 часов, по дороге заехали на автостоянку Медвежьегорска. Она в городе одна, поэтому дорогая – 100 рублей за сутки. С целью экономии оформили месячный абонемент – 800 рублей. До Лобского дорога нормальная. Далее грейдер проходимый любым транспортом (ехали до 70 км в час). После Лобского мобильная связь (Мегафон) действует лишь местами, на буграх, а за Тихвиным Бором вообще отсутствует. До Огорелышей ехали около 2,5 часов (ждали прохода судна по ББК в Повенце, делали остановки на грейдере). В Данилово церквушки уже нет, на её месте установлен Крест. Собственно в Огорелыши (есть магазин) мы не заезжали, сразу за мощным мостом через Выг повернули налево по хорошей грунтовой дороге в сторону Шелтопорогов. Проехав около километра, свернули на первый (не очень четкий) съезд к реке и выехали на большую поляну, отделённую от реки полоской мелколиственного леса. Водила напомнил о КЛЕЩАХ! (смотри ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ раздела ПРОЧЕЕ моего сайта, статья КЛЕЩИ) Обработали одежду репеллентом против клещей (за поход делали это три раза в хорошую погоду). Разбили лагерь, к отбою почти собрали катамаран.
Черники было мало (местные – весной мороз побил); грибы у дорог – подосиновики, сыроежки; комара навалом (развесили "спирали от комаров" – помогло).
Исторически данный район связан с понятием "Выгорецкая пустынь". Но сейчас даже проживающие здесь люди мало что-то помнят о староверах.
Во второй половине XVII века стали селиться по реке Выгу "старцы" Соловецкого и других монастырей. Колонисты - раскольники рубили лес, жгли его, расчищали гари и сеяли на них хлеб. Центром их стала община, основанная в 1695 г. на реке Выге шунгским дьячком Даниилом Викуловым и потому называвшаяся еще Даниловым монастырем. Особенно вырос Данилов монастырь в царствование Петра, реформы которого привели к сильному увеличению числа беглых. В Каргопольском, Пудожском и Повенецком уездах прокладывались дороги, устраивались мосты; на дорогах везде ставились постоялые дворы. Выговцы закортомили рыбные ловли на Выгозере, Водлозере и т.д. Они стали ездить на вольные ловы на Мурманский берег Ледовитого океана, заходили на Новую Землю, посещали для лова и боя морского зверя Грумант (Шпицберген) и несколько раз ходили даже в Америку.
Выгорецкая пустынь стала рассадником и главным центром беспоповщины всей Poccии. Наряду с мастерскими Денисовы учреждали школы для взрослых и для детей. Кроме школ грамотности, заведены были: школа искусных писцов для списывания и распространения раскольничьих книг, школа певцов, для снабжения ими раскольнических часовен и молитвенных домов, школа иконописцев, для приготовления икон в раскольническом духе.
В силу повеления 1850 г., проживавшие в Данилове и Лексе приписные раскольники возвращены на места их приписки по ревизии; в оба селения переведено значительное число православных переселенцев из Псковской губ.; выговские монастыри обращены в селения государственных крестьян; часовни и моленные (свыше пятидесяти) уничтожены, превращены в православные церкви или закрыты. Благосостояние края сильно упало. Данилов не представляет и следа прежнего оживления. Деревня Шелтопорог в первой половине XVIII в. – 57 дворов, 62 избы, 75 амбаров, 57 сараев, 45 хлевов, 22 риги, часовню и колокольню. Сегодня все три деревни Шелтопорог мертвы. Само Данилово – мелкая деревушка из нескольких домов посреди дикого Выгозерья.
31.07.08. Отплыли при хорошей погоде. Выг – широкая река, почти без течения, "Данилово плесо". Берега низкие, покрыты лиственным лесом. Лишь местами встречаются небольшие пяточки сосен, стоянок нет. Проплыли урочище Березовка, представшее в виде нескольких полян с травой по пояс, покосов не наблюдали. Рыбу не ловили, хотя мест (заливы и заливчики, трава у берега) хватало. На реке здесь и далее полно топляка оставшегося после лесосплава, часто брёвна торчат из воды (главное препятствие при движении под мотором).
За двумя островами (шли у правого берега) начинается порог Верхний Шелтопорог (в его составе порог Шихов) – с 5,5 по 7,5 км от моста на Огорелыши. По нашему разумению назвать порогом его нельзя, скорее всего это длинная шивера – перекат с огромным количеством беспорядочно разбросанных камней, среди которых река просто растекается. Много мелкосидящих подводных камней, которые не видны в очень темной воде Выга. Прохождение его на нашем тяжелогружёном катамаране было тяжким – сто метров сплава, посадка на камни, стаскивание и т.д. Ориентир особо выделяемого на картах Шихова порога – длинная каменная стенка слева перед ним. Шли его без просмотра, в пороге камни и пара сливчиков. Кончается всё это безобразие у остатков деревни Шелтопорог. Впадение реки Шелта хорошо видно. В районе порога к реке близко подходит дорога. На правом берегу перед началом порога в сосняке стоянка, ниже Шихова на высоком берегу с уловом стоянка похуже.
Никакой хозяйственной деятельности в заброшенных деревнях (несколько полуразвалившихся домов) Верхний и Нижний Шелтопорг не наблюдали. Встретили после порога на плёсе отдыхающих – четверо (рыбалка, сбор даров природы), забрасывались сюда из Огарелышей друзьями.
С 9 по 11 км идут порог Медник и безымянная карёжка – такая же шивера-перекат. Сплошные посадки – хорошо зарекомендовали себя болотные сапоги. Собственно порог Медник – это пологая горка с перепадом до 1м, сильно выделяется в хаосе камней, расположен на двух резких поворотах реки (сначала правый, потом левый). Осмотр возможен слева, шли сходу.
Самый интересный порог на реке Частокол (с 13 по 14 км). Перед ним два острова (обошли справа), отсюда порог хорошо слышен и проглядывается. Влево через островки и скальные плиты начинают отходить мелкие протоки. Шли осторожно по мелким сливам вдоль левого берега до места, где у большой скальной плиты (островок) кончились протоки, а река резко повернула вправо. Порог осмотрели со скальной плиты. На правом повороте в заходной части слив в 0,5м. Затем река резко поворачивает влево, перед основным сливом торчит полуобливник (обходить слева). Сам главный слив Частокола резкий, более метра, в нем слева и справа косые бочки со сбойкой их в центре. Шли по сбойке (для байдарок предпочтительнее пробивать левую бочку). При заходе в слив надо держаться как можно ближе к полуобливнику, иначе течение может выбросить на скальный остров перед сливом. Лучше будет, если выставить направляющего, так как слив с воды просто не виден. Ниже него пара хороших валов и разлив. Порог впечатляет своей мощью и сложной линией движения!
На разливе справа на высоком берегу в сосняке (сюда подходит дорога) отличная стоянка, здесь уже неделю обитали москвичи (рыбалка, сбор ягод) – заброска из Огарелышей. Слева на более низком берегу в смешанном лесу также имеется стоянка, плохонькая. На ней мы и разместились, тут два дня назад стояла группа байдарочников.
01.08.08. Днёвка прошла в основном под дождём, причём временами очень сильном. Ягод не было. Рыба была. Сделали уху и жарёху.
Мелочь шла на червя (привезли). Крупная (окунь и щука) на вращалки Мепс и Фокс (похуже) второго и третьего номеров серебристого и золотистого цветов. Твисторы и виброхвосты явно проигрывали. Рыбалка на спиннинг на реке Выг очень тяжёлая. Связано это в первую очередь с берегом реки – очень каменистый, заросший высокой травой и кустами, с ямами в траве заполненными водой, часто вообще заболоченный. Во вторую очередь огромными пространствами реки (сужается лишь в редких порогах), а крупная рыба держится только в заливчиках (хвостиках), которые находятся, как правило, не рядом. В-третьих, с частыми зацепами блёсен за топляки, оставшихся после лесосплава. Но поимка окуня в 30 см и щуки в 50 см здесь (и на ББК) не редкость, особенно если постараться. Утром рыбу не ловили, вечером делали это после 17 часов.
У острова напротив впадения реки Овыть наблюдали активную жизнь бобров (и ранее видели их хатки и срезанные осины).
02.08.08. Переменно. Впадение реки Овыть хорошо видно, на стрелке её с Выгом при необходимости можно встать, очень перспективные места для рыбалки. Деревня Нижний Шелтопорог – развалины, поляны с травой по пояс. У деревни шиверами-перекатами кончается порог Частокол.
У впадении в Выг реки Пала играла рыба, но моросил дождь. Пошли в порог Лисица (16,5 – 18 км) – опять перекат, посадки на камни – стаскивание, и это в дождь!!!
Далее плёс в 20 километров, течения нет. Ветер конечно встречный с севера с периодическими волнами-зарядами холодного дождя, без мотора на кате просто конец. Река шириной метров триста, берега сильно заболочены, лес практически везде лиственный. Развалин бараков Лисицы не видели, с воды хорошо проглядываются большие поляны. Самым процветающим на реке населённым пунктом нам показалось урочище лесопункта Тайгиницы (22 км) – дом, сараи, новая баня на возвышенности в метрах 300 от реки с низким берегом и лодками. В Тайгиницах (27 км) остался лишь один хороший дом с печкой. Кругом запустение, огромные поляны под сенокос. У болота Тильгесмох встретили собирателей морошки. Здесь же наблюдали ярчайшую радугу, находившуюся как будто рядом.
Большой правый залив забит брёвнами. За ним остров, шли справа. Вдруг река пропала, справа какие-то островки с кустами, проточки, слева за островом разливы. Идти нужно прямо вдоль островков. Здесь (у левого) берега откроется продолжение Выга (вправо) и обнаруживается тропа – начало возможного обноса порога Пыжинский (37 км).
Двести метров по тропе и отличная оборудованная стоянка. Встать можно также на правом берегу Выга метров за двести до порога напротив острова – стоянка хуже.
03. 08.08. – 04.08.08. Днёвки. Повезло с погодой, черникой, грибами, рыбой.
Два дня тепла и солнца с редкими холодными тучами.
За стоянкой прямо от реки проглядывается бугор с сосняком, искали дрова (вдоль реки весь сушняк порублен), нашли и сушняк и чернику. Очень вкусными были приготовленные блины с черникой. Об их приготовлении смотрите одноименную страничку моего сайта БЛИНЫ С ЧЕРНИКОЙ и другие блюда из раздела "ПОХОДНЫЕ БЛЮДА".
Грибы – сыроежки, подберезовики, подосиновики, лисички.
Рыба – щука, крупный окунь на спиннинг, мелочь – плотва, окушёк на червя (червя копали на поляне в ближайшем слое земли с травой). Мелочь, особенно при хорошей погоде, ловилась везде. Со спиннингом обошли все заливчики по обоим берегам порога Пыжинский, ниже и выше его. Поймали, в том числе двух язей длиной под 40 см с желто-розовым цветом мяса – засолили, всем понравилось. Поставили сеть перед порогом в сторону разлива – подлещик, в основном. На днёвках времени хватало, поэтому рыбу жарили (щуку), а в большей степени коптили (окуня, леща).
05.08.08. Самый тяжёлый день сплава. Уже с утра было холодновато и мрачновато. На не полностью загруженных катах (часть вещей отнесли за порог, мамы встали на съёмку) легко прошли Пыжинский. Почти сразу за порогом начинается озеро Выг, со своими огромными пространствами. Ветер, конечно, почти встречный, северо-восточный.
Показались остатки Петровского Яма – места связанного с Северной войной (со шведами).
"Осударева дорога" - дорога через леса и болота, проложенная в 1702 году для перевоза двух судов и войск в составе 4 тысяч человек из Белого моря в Онежское озеро. Дорога начиналась в деревне Нюхча, а заканчивалась в Повенеце. Её строило около 5 тысяч крестьян из окрестных уездов. Прокладывалась просека шириной 6,4 метра, корчевались пни, убирались крупные камни, делали бревенчатый настил. Была построена за полтора месяца. Фрегаты установили на специально изготовленные полозья, под которые укладывали брёвна, по которым и катили корабли. Каждый фрегат тянуло 100 лошадей и 100 человек. Дорога проходила от Нюхчи на юго-запад до Полуозера (40 верст), далее на юг до Вожмосальмы. Залив на юге Выгозера корабли преодолели вплавь, а люди по настилам на лодках. Местечко на берегу Выгозера, где Пётр I отдыхал, сейчас носит название Петровский Ям. Реку Выг преодолели по наплавному мосту. Далее путь лежал на юго-запад до деревни Телекино и далее на юг до Повенца. До конца Северной войны дорога активно использовалась: по ней перевозились грузы и проходили войска. Во второй половине XVIII века дорога заросла лесом, мосты сгнили.
Последний всплеск жизни в Петровском Яме был связан с лесосплавом по реке Выг. В 70-х годах он закончился, после чего посёлок стал умирать. Мост через устье Выга развалился (остатки свай и сейчас видны). В верхней части Петровского Яма все дома пришли в негодность, сейчас здесь есть сарай, сенокосы заброшены. В нижней части поселения есть изба, где летом живут косцы из Валдая. Дорога сюда есть, но очень плохая. За Петровским Ямом справа по ходу будет группа островов, на ближайшем из которых стоянка с каменкой для бани (при северных ветрах легко продуваема). Обозначенный на карте (левый берег) сарай на самом деле хорошая изба, обитаемая летом. С его крыши возможна мобильная связь. По словам местного рыбака, дорога от Выга в посёлок Шлюз № 9 вполне проходима транспортом, за исключением одного места – запруды бобров. Посёлок Валдай (до него около 30 км по воде) – магазины, порт, дорога на Сегежу.
С увеличением пространств озера Выг резко стала возрастать высота волн. Причём в отличие от Белого моря длина их была короткой, удары по кату были резкими (думаем из-за мелководности озера), одно радовало, они были явно меньше метра высотой. Пришлось уйти на подветренную часть островов Заломаевых и Самогора. За ними было тише, но идти под мотором стало значительно сложнее.
Выгозеро (Выгозерское водохранилище, Выг, Бобровое водохранилище) создано при строительстве Беломорско-Балтийского канала в 1933 путём подпора р. Нижний Выг и Выгозера почти на 7 метров. Средняя глубина - 6,2 м, максимальная - около 24 м. Береговая линия очень извилиста, много островов. Колебания уровня 0,50-1,3 м. Сток из Выгозера происходит по шлюзованной р. Нижний Выг. Осуществляется сезонное регулирование стока в целях судоходства и энергетики. Возвышенные берега характерны главным образом для северного Выгозера, низкие берега - для южных районов водохранилища. Побережье покрыто лесом, местами заболочено.
Эта часть озера была залита при строительстве ББК, здесь осталось полно не вырубленных деревьев (некоторые торчат), местами на поверхность выходят затопленные и полузатопленные холмы. Пару раз ударились обо что-то, винт не срезался, так как шли на самых малых оборотах. В отдельных протоках пришлось идти на вёслах.
Ранее нами планировалась ночёвка на участке островов Погост – северная часть Самогоры, где имеются высокие берега со стоянками. Южная часть Самогоры, берег материка и даже их мысы были сплошь заболочены на большую глубину. Мы долго искали стоянку, когда на одном из юго-западных мысов Самогоры (в его глубине) нашли давно заброшенную стоянку рыбака. Сам мыс в начале заболоченный, с несколькими березками и ивами (на крайнюю из них повесили 5-ти литровую канистру), далее покрыт сосново-еловым лесом. Стоянка в нём оказалась хорошей – дрова, грибы и полное (удивительно) отсутствие комара.
Устроили небольшой "бемс" – хорошо погрелись.
06.08.08. Встали пораньше. Хотелось проскочить особенно в свете вчерашней погоды самые большие пространства Выгозера на нашем маршруте до больших ветров (было замечено, с утра меньше дует). Однако погода потрясла нас в очередной раз, на озере был почти штиль и если слабый ветерок иногда задувал, то был южным и тёплым.
В проливе Королиха шли по южным мысам. Далее все острова также оставляли с юга. Длинный узкий остров имеет в средней части со стороны материка хорошую стоянку (ягоды, грибы) с песчаным пляжем и перспективными местами для рыбалки.
ББК хорошо виден издалека по бакенам. Сразу советуем – ходить под мотором лучше по фарватеру канала, уходя с него (срезали путь) дважды, обо что-то ударялись (здесь есть брёвна, вершины камней, остатки затопленного леса…).
Водный путь из центра страны на север был хорошо известен уже в XVI - XVII веках. Через Повенец и Сумский Посад пролегала "тропа богомольцев" к святыням Соловецкого монастыря. 18 февраля 1931 года принято решение о сооружении Беломоро-Балтийского водного пути. Оно грандиозное даже по сегодняшним меркам: более ста сложнейших гидротехнических объектов построены за 1 год и 9 месяцев, причём при минимальных затратах металла и цемента. В основном: дерево, камень, песок. Без особой техники - топором и лопатой, зубилом и кувалдой. Канал строили более ста тысяч заключенных. Общая длина этой водной дороги - 227 километров, из них 48 километров - искусственный путь. В систему входят 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков. Начало канала в Повенецкой губе Онежского озера. Южный, онежский склон Беломоро-Балтийского канала - самый крутой: на нем расположено 7 шлюзов. Теплоходы, следующие от Онежского озера на север, поднимаются по "Повенчанской лестнице" на высоту 70 метров. Спуск в сторону Белого моря более пологий. 12 шлюзов опускают теплоход к Беломорску на 102 метра.
(ИЗ ЛОЦИИ ББК) За шлюзом № 8 начинается северный склон канала. Здесь трасса канала идёт по сравнительно глубокому озеру Матко, по руслу р. Вологжи и Торос-озеру. От шлюза № 9 до 86 км. фарватер идет, в основном по руслу р. Телекинки.
От шлюза №1 до 78 километра (Телекинский залив) условия плавания по каналу близки к речным, хотя в штормовую погоду на озёровидных бьефах (озёра Воло, Вадло, Матко) и на Телекинке наблюдаются довольно сильные волнения. От 78 км. до 129 км. трасса главного судового хода проходит по Выгозеру и условия плавания здесь являются озерными.
Для указания границ фарватера по ширине, а также для ограждения отдельных препятствий установлена плавучая обстановка.
На участках от шлюза № 1 до выхода в Выгозеро (83 км.), и от шлюза № 10 до выхода в Белое море (221 км.), судовые хода обставлены плавучей обстановкой речного типа, озеро Выг обставлено озерной обстановкой. Плавучая обстановка речного типа состоит из буев, бакенов и вех, которые устанавливаются по обеим сторонам фарватера, т. е. на восточной (правой с ЮГА) стороне — красный цвет, на западной (левой) стороне — белый цвет. Кроме того, как вехи, так и бакена правой стороны в неосвещаемый период имеют надставки из двух круглых крестообразно соединенных дисков черного цвета, а белые бакена левой стороны имеют по краям черную полосу.
Речной буй представляет из себя деревянный конус, собранный из отдельных поставленных вертикально вразбежку досок, установленный на бревенчатом плотике. Высота конуса до 1,8 м. Дальность видимости буя днем до двух километров. Речной бакен представляет из себя трехгранную пирамиду высотой до 90 см., установленную на треугольном деревянном плотике, дальность видимости бакена днем в ясную погоду до одного километра. В осветительный период все бакена освещаются электрическим постоянным огнем, а буи — ацетиленовым проблесковым огнем. Цвет огня устанавливается соответственно сторонам фарватера: на восточной — красный постоянный или проблесковый, на западной — белый постоянный или проблесковый.
Плавучими предострегательными знаками, служащими для ограждения фарватера и опасностей в Выгозере, служат буи и вехи, специальной окраски с определенным характером и цветом огня (для освещаемых буев). Буи и вехи установлены относительно стран света по кардинальной системе, северные (нордовые), южные (зюйдовые), восточные (остовые), западные (вестовые) и крестовые. Буи и бакена устанавливаются на тросах, имеющих длину примерно равную полуторной глубине фарватера, следовательно они имеют свободное передвижение и могут находиться на линии бровок канала, и у опасностей.
Следует отметить, что пока шли по Выгозеру кораблей не наблюдали, может это связано с тем, что их линия движения на Сегежу проходит по северу озера и за островами просто не видна. На Телекенской части ББК не очень часто, но все же нам встречались баржи с буксирами, корабли и даже яхты.
Метров через двести после вхождения в канал на острове Лоцманский будет светлая берёзовая роща с остатками фундаментов строений. В её глубине на границе с хвойным лесом имеется сарай с печкой. В этой роще за пять минут набрали пару ведер грибов – белые, подберёзовики, подосиновики.
Далее шли по мысам восточного берега канала, они более высокие – искали стоянку. Приличную рыбацкую стоянку нашли на полуострове Индолов (выход на запад). Кстати, здесь работали мобильники.
По дороге несколько раз наблюдали поставленные сети рядом с фарватером, видели лодки рыбаков (на озере Выг от реки Выг до ББК сетей, да и людей не встречали). С целью поймать судака поставили сеть и мы.
Было много плавника, на песке у самого берега развели мощнейший "бемс".
07.08.08. Проверили сеть, окунь и лещ были, судака опять не было. Думаем, что здесь было мелковато, для судака нужна глубина, да и места надо знать.
От стоянки мимо островков вошли в промежуток между островами Воротной и Шовик. Далее шли, в основном (иногда срезали путь), по фарватеру. К вечеру на подходе к озеру Телекино поднялся ветерок, пару раз моросило, стали искать стоянку. Хороших мест не было, а уходить в Телекино и Новое Телекино (нежилые) явно было не по пути. Так и дошли до шлюза № 9 и посёлка при нём.
Сначала подошли к посёлку, как потом выяснилось это делать нельзя – закрытая зона, на посещение которой берётся разрешение в управлении каналом в Повенце. Посёлок при шлюзе № 9 небольшой, но школу видели. Из машин, здесь есть пара легковых. Хозяин одной из них (начальник шлюза) на следующий день собирался в Повенец, за 500 рублей договорились о заброске нас двоих попутно. В принципе можно было для выезда группы заказать в Медвежьегорске такси или Газель по телефону со шлюза (мобильники не действовали). Для нас с грузом это обошлось бы под четыре тысячи рублей. Узнав о состоянии дороги, решили пригнать сюда свои авто.
Справа по ходу от шлюза (за охраняемой зоной) есть мыс с высоким столбом сложной конструкции электролинии. Рядом с ним стоянка на несколько палаток. Правее метрах в семидесяти есть место для спуска и причаливания лодок, которым пользуются приезжие рыбаки и отдыхающие. При нас прибыли две команды москвичей и питерцев со своими лодками. Машины и прицепы они после выгрузки просто оставили выше на дороге недалеко от ворот въезда на шлюз. Кроме их здесь уже стояли шесть легковых из разных регионов страны.
Сразу за дорогой (круто и заросли кустов) можно спустить средства сплава в случае обноса шлюза. Ещё лучше это сделать метров через сто пятьдесят дальше по косе. Обнос около 500 метров.
К ночи распогодилось, потеплело. Сушились, как обычно допоздна жарили рыбу.
08.08.08. Дорога до шлюза № 7 двухполосная грунтовка (около 40 км). Местами очень хорошая с мелкой галькой, накатанная. Там, где проходит через болота, явно хуже с ямами и бугорками. Но все препятствия на ней не имеют явных перепадов, сглаженные. Водила временами гнал под 80 километров. Поселение Морская Масельга достаточно крупное, в нём наблюдали несколько легковых машин, видели в одном из дворов и "буханку" (похоже, отсюда выбираться особых проблем не будет). У шлюза № 8 (в стороне от дороги) также имеется небольшой посёлок. После шлюза № 7 идёт асфальт и действует мобильная связь. Из Повенца до Медвежьегорска легко добраться – маршрутки, автобусы. Выехав от шлюза № 9 в 8 часов утра, забрав машины в Медвежьегорске, к половине первого мы уже вернулись обратно.
16 часов (1470 км, прибавлены 90 км от Медвежьегорска), загрузившись, на невысокой скорости тронулись в сторону Повенца. В Медвежьегорске были через два часа, затоварились в магазине, заправились бензином и двинулись по трассе М 18 на юг. Заморосил дождь, резко похолодало (утром загорали). После Пальеозеро (большое, справа по ходу) свернули влево по новой отличной дороге в сторону Кондопоги. Около 20 часов были у водопада Кивач (указатель имеется). Въезд платный для взрослых, посещение до 21 часа. Здесь у водопада размещены: музей, роща карельской берёзы, кафе и торговые точки с сувенирами. Собственно Кивач впечатляет, хотя большая часть воды из Суны выше по течению отводится на электростанции.
Водопад Кивач являлся вторым по величине равнинным водопадом Европы после Рейнского. Вода падает четырьмя уступами с высоты 10,7 м. Есть три версии происхождения названия водопада: русское – от слова "кивать", финское – от слова kivi (камень), карельское – от слова kivas (снежная гора). Существует карельская легенда о том, как образовался Кивач. Родные сестры-реки Суна и Шуя долго текли рядом, не желая расставаться. Суна уступила сестре более удобное русло, а сама прилегла отдохнуть и уснула. Проснувшись, Суна обнаружила, что Шуя убежала далеко вперед, и бросилась догонять ее, переворачивая и дробя камни и скалы. В месте прорыва наибольшего препятствия и возник водопад. Самым именитым посетителем Кивача был император Александр II. По случаю его приезда в 1868 г. к водопаду была проложена дорога, ниже водопада через реку Суна построен пешеходный мост и беседка. В 1931 г. вокруг водопада был создан заповедник "Кивач" (сейчас его площадь – 10,4 тыс. га). Кивач был сильным водопадом до того, как в 1929 году была создана гидроэлектростанция. Наряду с Кивачем существовало еще два водопада на реке Суна: Пор Порог высотой 16,8 м. и Гирвас высотой падения 14,5 м. Названия водопадов приходят к нам их саамского языка: Кивач - Олениха, Пор Порог - Олень, Гирвас - Бык-Олень. Воды через Пионерный пролив направлены в озеро Палье и далее в озеро Сандал и они питают турбины Пальеозерской и Кондопожских ГЭС. Река Суна стала мелководной и в особо холодные зимы последний оставшийся водопад замерзает. Сейчас водопад Кивач в среднем несет около 5 кубических метров воды в секунду, во времена Державина объем достигал 300 кубометров!!!
В заповеднике произрастает уникальная роща карельской березы. Её древесина, как и сам ствол, носят причудливую форму. Карельская береза более плотная, в срезе похожа на мрамор. Как полагают ученые - это мутация. Семена карельской березы, высаженные в других местах, давали всходы обычной стройной березы. Более того, чтобы узнать будет береза карельской или нет, требуется около 6-10 лет. Есть около 20 версий о происхождении - от вирусной до химико-физической.
Было поздно, к тому же усилился дождь. В заповеднике становиться на ночёвку категорически запрещено. От вахтёра узнали о существовании кемпинга "Сандал" (www.baza-sandal.ru), расположенного недалеко. Позвонили туда по телефону 89114205478 и заказали номер, как оказалось последний, база популярная, особенно по выходным. Для того чтобы попасть в кемпинг сначала выехали на кондопожскую дорогу и проехали в обратную сторону к Медвежьегорску за Солоху до указателя направо "Сандал 1 км". Дорога к кемпингу грунтовка, есть отвороты, держаться главного направления. Здесь есть автостоянка, если ночевать в машине – 100 рублей оплата. Имеется специальная поляна для постановки собственных палаток (стоимость не знаем), с возможностью пользования всеми услугами. Нам достался 2-х местный номер с огромной кроватью за 1000 рублей (трое легли спать на полу). Услуги кемпинга: туалеты, душевая с горячей водой, оборудованная кухня (плита, микроволновка…) и т.д. Нам здесь понравилось.
09.08.08. Выехали в 10часов 30 минут (1660 км). Весь день периодически шел дождь, временами сильный. В 14 час. 30 мин. Были у поворота (указатель со стелой) к монастырям у Старой Слободы. Советуем посетить. Александро-Свирский монастырь находится в отличном состоянии (здесь находятся мощи Александра Свирского). Свято-Троицкий монастырь еще восстанавливается и не полностью передан церкви (в нём ещё размещена психиатрическая клиника). Порадовались за паломников – они явно становятся богаче, раз цены в кафе так выросли за год.
В 21 час были в Кремле Новгорода Великого. Конечно, всё было закрыто, но сам вид Кремля и его строения впечатляют, особенно Софийский собор. Хороши виды и на Волхов, и на Торговую сторону. Город относительно прошлого года становится краше. Идёт много ремонтных работ, в том числе и на автодорогах. Новгород готовится к празднику 1100-летия в июле следующего года.
Из города выехали в направление Пскова через Шимск. Вокруг были луга с покосами. Лес проглядывался в отдалении от трассы, подъезжать к нему по раскисшим грунтовкам было страшновато. Когда стало смеркаться, после деревни Воробейки съехали за посадку и разбили лагерь прямо на лугу.
10.08.08. Выезд в 10 часов (2260 км). Дорога нормальная для Новгородской области. На развилке после Шимска поговорили с водителем-грибником о дальнейшем движении к Пскову. До трассы М20 решили идти северным (более коротким, менее населённым) путём, раз там даже автобус на Псков ходит. Сначала дорога была терпимой. После Медведя движения почти не стало. И тут появился знак "Плохая дорога 40 км" !!!!!!!!!. Дорога стала ужасной! Обочина была лучше. Скорость не более сорока. Удивительно, но рейсовые автобусы по ней тоже шли. В районе Городище на такой разбитой дороге вдруг увидели новый знак "Плохая дорога" !!!!!!!! . Мы удивились ему, а зря – дальше и обочина уже не спасала (огромные ямы, колдобины…). Скорость местами упала до 10 км, движение стало синусоидальным по всей ширине дороги и обеим обочинам.
Слава богу, кроме Новгородской области в нашей стране есть и другие, например, Псковская. С её границы началась отличная дорога. Далее она везде была, по крайней мере, хорошей.
В Псков к Кремлю прибыли в 13 часов 30 минут. Кремль впечатляет своей стариной, видами. Хорош и собор (здесь служба проходит на втором этаже). Сам Псков дорогами, улицами, обустройством смотрится лучше Новгорода.
Далее взяли направление на Изборск, где посетили крепость. Крепость полуразрушена, с небольшой действующей церковью. Вспомнилось посещение Выборгского замка – здесь также за всё надо было платить (за вход, отдельные показы…). Кафе у крепости дорогое при скудном выборе. В самом Изборске у дороги есть столовая с небогатым выбором, но с добротной едой и удивительными ценами. На троих обед из первого, второго, третьего и салата обошёлся в 200 рублей.
Ещё 20 километров пути и мы оказались в старинном городе Печоры с Псково-Печорским монастырём. Монастырь очень смотрится, находится в отличном состоянии. В нём много реликвий, имеются и пещеры с мощами. Приезжать сюда следует до 16 часов, так как к 17 часам уже всё закрывается.
В 17 часов 30 минут двинулись к Пушкинским горам. Вернулись к Изборску, далее поехали к Пскову. Чтобы объехать Псков у Тямши свернули в направлении трассы М20. В конце концов, попали в Палкино (могли это сделать короче сразу из Изборска – был указатель), а далее уже у Острова вышли на трассу.
Через 10 км (2690 км) после того как свернули с трассы М20 на Новоржев встали на ночёвку на одном из левых съездов к давно заброшенному строению (один фундамент) с яблоневым садом. Порадовала погода этого дня – дождик был всего пару раз, короткий и слабый.
11.08.08. Музей-заповедник А.С.Пушкина занимает большую территорию. Она резко выделяется на общем фоне массивными хвойными лесами, в то время как кругом они вырублены. К нему и в нём двигались по указателям. В Михайловское (подъезд на машинах сюда закрыт) мы вошли со стороны Савкиной горки, пройдя по тропинке вдоль реки Сороть. Обратно из усадьбы вышли через главный ход и по аллеям вернулись на стоянку машин. Был понедельник (выходной), поэтому в сам дом мы не попали. Однако общее впечатление очень сильное – расположение, ухоженный лес, прудики, мостки, сад и конечно атмосфера полного спокойствия. От стоянки машин через заповедник въехали в Пушкинские горы прямо к Святогорскому Успенскому монастырю. Здесь расположены захоронения семей Ганнибалов-Пушкиных и сама могила Александра Пушкина. Многие объекты в заповеднике мы не смогли увидеть, на его посещение хорошо бы выделить часов шесть.
Далее с небольшими остановками (поесть, размяться) ехали до упора. Трасса М9 оказалась более сложной для движения, чем М20 и М10 – уже, расширений для обгона мало, а фур много. К тому же в Тверской области покрытие дороги ухудшилось. В Московской области М9 сразу расширилась, покрытие стало отличным. Много транспорта с трассы стало уходить в объезд Москвы. Так как время было позднее мы поехали по кольцевой. В Тулу прибыли в 23 часа (3530 км).
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Для приготовления пищи в дороге использовали воду из бутылей. На сплавной части воду брали из реки и озера Выг. Причём в реке вода была очень тёмная, в озере, особенно в районе ББК, значительно прозрачнее. В дороге и в дождливую погоду на сплаве пищу готовили на газовой плите "Пикник". Плита хорошо зарекомендовала себя, для ускорения готовки вокруг неё устанавливали пенопленовый коврик.
2. В Прионежье основная сотовая связь от "Мегафон", однако на нашем водном маршруте она действовала лишь редкими местами.
3. Заправок, магазинов по дороге много. Цены на продукты мало, чем отличаются от наших. А вот цены на бензин очень удивили – местами дороже на 2,5 рубля для АИ 95.
4. Мест для стоянки на реке Выг очень мало, так как берега в основном заболочены и лишь в редких местах на них растёт хвойный лес. Организовать их можно в местах заброшенных поселений, да и в тех, пожалуй, которые мы перечислили.
5. Особых красот на реке Выг мы не увидели – край болот. Смотрятся лишь районы порогов Частокол и Пыжинский. Южная часть Выгозера, в отличие от северной, также не впечатляет, лишь местами на островах есть возвышения и песчаные берега, а материк в сплошных болотах. Правда в хорошую погоду Выгозеро очень хорошо видится своими огромными пространствами с россыпью островов, островков, камней. По нашему мнению, у этих мест есть такой интересный плюс – практическое отсутствие людей! Тех, кого мы встретили, были нам (да и им) в радость. Настоящее дикое Выгозёрье.
6. Погода с точки зрения осадков и температуры была плохой. Дожди особенно в дороге просто замучили. По настоящему тепло было лишь пару раз за всё путешествие. Очень пригодились, в отличие от прошлого года (время такое же), свитера и куртки. Преобладающим ветром на сплаве был северный. При таком ветре, особенно сильном, движение по Выгозеру становится опасным – топляки, камни и самое главное высокая короткая волна на мелководных участках.
7. Сплав по реке и озеру Выг на катамаране без мотора возможен только для очень сильной группы. На реке течение есть только на порогах – перекатах (это километров семь), на остальных участках вода просто стоит. При встречных ветрах на такой широкой реке и озере огромных размеров наш кат без работающего мотора просто сносило назад.
8. Хорошо было с грибами, специальных сборов не устраивали, на сплаве все съесть не смогли, ведро привезли домой. А вот ягод было очень мало (говорят, весной помёрзла). Правда черника изобильно местами всё же попадалась. В Карелии и Ленинградской области черника и брусника на дорогах почти не продавалась, а вот в Новгородской области ягоды можно было купить легко и дешевле.
9. Немного удивил здешний животный мир в лице пернатых. Их почти не было, раз видели утку с утятами и пару раз воронов. На ББК иногда пролетали чайки. А вот бобров и их хатки наблюдали регулярно.
10. О рыбалке. Наловить мелочи (окунек, плотва) на удочку никаких проблем. Толщина лески и размер крючка не имели значения. Червя привезли с собой, о его перевозке смотрите страничку БАНКА ДЛЯ ЧЕРВЕЙ моего сайта из раздела "РЫБАЦКИЕ ХИТРОСТИ". А вот для рыбалки на спиннинг (смотри 01.08.08.) из-за берегов Выга сильно пригодилась бы байдарка. Сетей на реке не видели. Связываем это с тем, что дно на Выге сильно захламлено брёвнами от лесосплава. После установки сети перед Пыжинским порогом мы её еле вытащили, только после того как порвали в нескольких местах.
11. Историко-религиозные объектов в путешествии было много. Если что-то особо выделять, то это: Софийский собор в Новгороде, Кремль в Пскове, монастырь в Печорах и конечно музей-заповедник А.С.Пушкина. Эти места достойны того, чтобы их посетил каждый. Подробности об них смотри в Интернете (сайтов много).
5. ФОТОМАТЕРИАЛЫ
Чтобы увидеть некоторые фотографии нашего путешествия перейдите по ссылке ниже:
* * * ФОТОГРАФИИ * * *
Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.