Водное путешествие 4 к. с. по Туве: р.Улуг-О - р.Бий-Хем

(главное из отчета)

август - сентябрь 2000г.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1. НИТКА МАРШРУТА

г.г. Новомосковск и Тула – г.Москва – г.Абакан – г.Кызыл – п.Бояровка –
верховья р.Улуг-О – сплав по рекам Улуг-О и Бий-Хем – г.Кызыл – г.Абакан –
г.Москва – г.г.Новомосковск и Тула.


1.2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сроки проведения: 17.08. – 07.09.2000г.

  Протяженность активной части – 220км:
      по реке Улуг-О – 95км;
      по реке Бий-Хем – 125км

  Продолжительность:
      Общая – 22дня;
      Ходовых дней – 9;
      Дневка – 1день;
      Стапель – 1день.

Сплав проводился на двух 4-х местных катамаранах водоизмещением 1,5 и 1,8 тонны

1.3. ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИНЫЕ ОБЪЕКТЫ.

    - знак «центр Азии» на набережной в г.Кызыле;
    - парк в г.Кызыл;
    - горы в каньонной части реки Улуг-О, советуем выделить день для восхождения на одну из близлежащих вершин, которые здесь близко подходят к реке;
    - скалы на реке Улуг-О самой разнообразной расцветки;
    - в каньоне много кедрача, а значит и кедровых орешков;
    - хорошая рыбалка в горной части маршрута (хариус до 40см).


2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА.

    2.1. Подъезды
    До г.Абакан поездом или самолетом (здесь + 4 часа к московскому).
    Из г.Абакана (столицы Хакассии) до г.Кызыл (столица Тувы) около 10 часов езды на рейсовом автобусе (5 рейсов в день, в сезон бывают дополнительные). Стоимость одного билета 169 рублей (1 место багажа -20 руб., негабаритного -40 руб.). По пути можно пообедать в придорожной столовой. Кроме автобуса имеются легковые машины с ценой примерно в 2 раза дороже, чем в автобусе, но время в пути в 2 раза меньше. Ночевка на автовокзале в Кызыле стоит 10 руб. с человека (есть холодная вода в раковине).
    Далее подъезд в верховье р.Улуг-О проходит по дороге г.Кызыл – п. Бояровка – база на р.Мююн (Мюнь). С транспортом (полноприводными машинами) можно договориться на площадке («пятачке») в 200 м от автовокзала. Нам этого сделать не удалось. Заказали "Камаз" в Кызыльской ОТШ (РОСТО, ДОСААФ) на ул.Интернациональной 49 (тел.3-01-10) за 3000 руб. на группу. Говорят, что машину или попутку можно найти в управлении золотодобычи (база на Мююне их).
    Дорога в верховье р.Улуг-О составляет 80км от Бояровки и проходит по долине р.Копто, ее истоком, верховьям р.Дерзиг, левыми притоками р.Улуг-О pекам Сыынак и Кара-Сук. Далее дорога идет по долине р.Улуг-О, сворачивает на правый приток р.Шит, мимо озер Мюн-Холь выходит на левый берег р.Бий-Хема. По пути приходится преодолевать 2 некатегорийных перевала: Копто и Сыынак, подъем на последний сложнее - по серпантину. Дорога сейчас несколько улучшена вследствие расчистки бульдозером, т.к. по ней регулярно ходят машины геологов из Кызыла на прииск по добыче золота, расположенный в Айни (дальше верховьев р.Улуг-О).
    Время в пути у нас вышло около 10 часов. Выехав в 17 часов из Кызыла и нарубив по дороге (через час после п.Бояровка) берез на раму катамарана «Витязь» (в месте начала сплава подходящего материала нет на расстоянии 1-2км), мы заночевали под перевалом Копто. Далее набрав Золотого корня и сушняка для костра за пер.Сыынак, мы приехали к 12 часов следующего дня на место начала сплава – верховья р.Улуг-О.

    2.2. Отъезды.
    По понедельникам из аэропорта г.Кызыл есть рейс самолета «ЯК-40» отправлением 7 час. 10 мин. (время московское), стоимостью 1320руб. (время в пути 1 час) до г.Красноярска (аэр. Емельяново). Где сразу начинается регистрация на рейс N 148 вылетом 10 час. 50 мин. (время местное) и стоимостью билета 3780 руб. (ИЛ-86). Самолет прилетает в аэропорт Шереметьево-1 в 12часов (время московское). В 2000 г. планировалось вернуть рейс Кызыл - Москва с 26 сентября с ценой 4000 руб. для оценки его окупаемости.
    Из Кызыла вечером на Абакан отходят до 3-х рейсов автобусов, активно работает и «пяточек». В Абакане проблем с покупкой билетов не было.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

  24.08. р. Улуг-О, до стоянки за порогом № 8,
            ходовое время 4,5 часа, сплав – 25км.

    За основу взята лоция В. Юрина (каяк, средняя вода, 1999 г., Интернет).
Сплав по р.Улуг-О начинается в безлесной долине в районе левых притоков Кара-Сук и Сыынак. Во время нашего похода уровень воды был средним и несколько выше среднего в конце. В начале сплава глубина реки 20-30см. ширина 10-12м, часто встречаются мелководные перекаты. Река быстро набирает воду из многочисленных ручейков. Течение быстрое, скорость потока в 2 раза выше, чем на р.Каа-Хем, уклон русла и долины в целом заметен визуально. Валы достигают 0,5м. Пол дня дождь. По берегам встречаются рыбаки. Препятствия усложняются при входе в ущелье от мелких перекатов до порогов 3 к.с., высота валов возрастает до 1м, много камней. Ночевка на правом берегу, на террасе за порогом № 8. Ловится мелкий хариус в ямах у скал, есть брусника.
    Стоянку можно устроить на правом берегу перед входом в ущелье.

  25.08. р. Улуг-О, до стоянки напротив устья р. Биче-О,
            ходовое время 4,5 часа, сплав – 20км.

    До nop. №19 - 45 мин. сплава от стоянки. Препятствия имеют характер шивер 3 к.с. с обилием камней. Пор. «Ташаузский» (№19) 4-5 к.с. образовался несколько лет назад в результате размыва селя, сошедшего с левого берега. Перед порогом огромный плес, один из немногих на реке, у берегов много полузатопленных деревьев. Шум препятствия хорошо слышен, селевой вынос виден слева издалека. В районе порога берега крутые с бомами, обработка порога весьма затруднительна. Просмотр можно осуществить по правому берегу, зачалившись непосредственно перед входом. Начало порога – прямая горка высотой до 1м с валами до 1м. Далее 30м прямого быстротока с валами, справа – большое улова и отмель. На выходе струя отражается от селевого выноса и бьет в скальные выступы правого берега.
    Возможно, через несколько лет река размоет выступ в конце селевого выноса и порог значительно упростится. За порогом довольно мощная выходная шивера с основным проходом под стеной левого берега. Мы смотреть препятствия не стали. «Тритон» прошел хуже «Витязя»: задел мель у правого берега, после чего потерял скорость при развороте и не смог уйти от прижима в правую скалу. В результате 2 раза ударился о скальные выступы, из-за чего сломались 3 текстолитовых стыка на раме.
    Преп. № 20: разбой, многочисленные галечные острова с заломами из бревен, принесенных селем. В середине участка слева еще один селевой вынос. Он прижимает реку к правому борту долины и образовывает довольно мощную шиверу на левом повороте. Концом участка можно считать крутопадающий ручей слева.
    Преп. № 21-32 – в основном прижимы 2-4 к.с. (с валами и бочками до 1м), разнообразные, на любой вкус. Примечательных ориентиров нет. Идентифицируется крупный правый приток р.Кысташтып, впадающий одним руслом. В конце участка мощность прижимов возрастает, время прохождения препятствий № 21-32 (без просмотра) 1 час. 15 мин. Стоянка на правом берегу, напротив устья крупного левого притока р. Биче-О. Хариус крупнее и ловится хорошо, дров хватает.

  26.08. р. Улуг-О, до стоянки перед пор. «Катерина-1»,
            ходовое время 3,5 часа, сплав 15км.

    Расход воды возрастает до 30-40 м.куб./сек. Вначале препятствия – прижимы, которые постепенно упрощаются. Ориентиром конца этого участка служит котловина с разбоем № 45.За ней видно резкое сужение долины и распадок левого притока р.Урюн-Суг. В преп. № 33 экипаж «Витязя» расслабившийся после стоянки, въехал в скалу, стоящую справа. Выбило укосину в раме.
    Преп. № 52: разбой длиной до 500 м. В конце река собирается в одно русло у высокой скальной стенки левого берега. Затем река делает левый поворот, огибая эту скалу, входит в каньон. Препятствия становятся мощнее. Преп. № 53 «Начало»: справа начинается стенка, в центре –
галечной остров. Обе протоки равно проходимы.
    Пор. № 54 «Чертова дюжина» (отсюда начинаются наиболее сложные препятствия маршрута) –
4-5 к.с., длиной 500м. Первая ступень расположена на правом повороте. Три группы крупных надводных камней, по диагонали, слева – направо, основной проход между второй и третьей. В каньоне мало мест, удобных для стоянки, что во многом определяет тактику его прохождения. Вторая ступень слаломного типа с несколькими вариантами прохождения. В начале ее лабиринт из надводных камней. Ключевое место ступени - возле осыпи левого берега, где струя огибает с двух сторон крупный двугорбый камень, а ниже его собирается в язык очередного слива. Обработка порога по правому берегу. Ниже порога – труднопроходимый бом, за которым впадает р.Узун-Хем. Порог красив, валы до 1,5м, бочки до 1м, много крупных камней, между которыми приходится маневрировать.
    Преп. № 55 «Тарелочки» - шивера длиной до 2-х км, постепенно упрощающаяся. До преп. № 56 мы шли без просмотра. Ночевка на правом берегу перед пор. «Катерина-1». Река резко поворачивает влево, с воды видны крупные камни и сильный уклон. Справа - завал из бревен, под которым впадает мелкий приток, есть мошка. Правый берег обрывается к реке высокими уступами, с которых можно даже достать шишки с ниже растущих кедров.

  27.08. Дневка

    Баня (топили плавником), хорошо ловится хариус, есть брусника. Хорошая погода.

  28.08. р.Улуг-О, до стоянки перед пор.«Демирсал-4»,
            ходовое время 3 часа, сплав – 5км

    Пор. № 56 «Катерина-1» длиной до 600м, 4-5 к.с.. Просмотр – справа. На входе – резкий поворот налево и прижим к красному скальному обломку на берегу. Порог состоит из этого прижима, следующего прижима на правом повороте и шиверы между ними с несколькими вариантами прохождения. Скальные обломки в русле, валы и бочки высотой до 1м. Мы проходили слева от красноватого скального обломка, затем ближе к правому берегу, после чего пересекали струю с уходом влево, под скальную стенку. Далее чалка вправо для просмотра следующего препятствия.
    Преп. № 57 «Катерина-2»: крутопадающая шивера на прямом участке длиной до 400м 4 к.с.. Много камней, между ними сливы до 1 м, валы и бочки до 1м. Основная струя легко читается, это самая простая из «Катерин». В конце ее неплохая стоянка на правом берегу.
    Пор. № 58 «Катерина-3» наиболее сложный из «Катерин» - из трех ступеней, длиной до 500м 5 к.с.. Просмотр – справа. Вход тоже, ближе к правому берегу. Ключевое место порога – ворота из двух крупных надводных камней, за которыми примерно через 10м, строго по оси струи лежит еще один надводный камень. Несколько большая часть струи сваливается с него влево. «Витязь» ушел от него вправо, а «Тритон» - влево. Далее через 100 м плоская каменная глыба делит поток на 2 части, можно идти в любую.
    Преп. № 59-60 пор. «Демирсал» (1-я и 2-я ступени) 4-5 к.с. – шли без просмотра. «Демирсал-1» - это шивера, похожая на фрагмент «Тарелочек», находится на прямом участке. Перед ступенью слева впадает ручей, просмотр слева. «Демирсал-2» находится на прямом участке. В начале два слива высотой до 1м. За первым - бочка, за вторым - обратный вал высотой до 1м. Далее – камни с мощными отбойными подушками, бочки и котлы до 1м. Просмотр – справа. Ниже преп. № 60 на правом берегу есть стоянка, на ней мемориальная табличка – трое погибших в 1985 году.
    Преп. № 61 - пор. «Демирсал-3» длиной до 400м 4-5 к.с.. Расположен на левом повороте реки. Справа впадает р.Кашаал-Хем, просмотр тоже справа. Вода собирается в узкую струю с большим, чем прежде, уклоном и перепадом. Стоянка справа, сразу за устьем ручья, под огромным валуном. Место мало, 2 палатки входят почти вплотную друг к другу. Вещи приходится носить до 60 м по валунам. Хватает плавника и хариуса.

  29.08. р. Улуг-О, до стоянки в конце пор. «Рижский-2»,
            ходовое время 2,5 часа, сплав – 3км.

    Преп. № 62 «Демирсал-4» наиболее сложное из 4-х ступеней каскада. Длина до 700м, 5 к.сл., просмотр – справа. Это серия сливов через гряды камней, с короткими промежутками между ними. Вначале мы уходили в левую часть струи. Далее обливник в потоке – обходится с любой стороны. После чего уход вправо в ворота из камней и камня за сливом, от него уход влево. Через 200-300 м от левого берега идет гряда камней, проход справа от нее, прижимаясь к крайнему камню левым бортом, затем чалка справа. Ниже препятствия продолжают усложняться.
    Преп. № 63 пор. «Рижский-1» длиной до 500м 5 к.с.. Просмотр справа. Это 2-3 слива с навалами на камни в воротах (проход у правого берега), далее мы прыгали с обливной плиты, затем уход вправо от «корявого» пульсирующего вала высотой 1,5м с «зубом» в струе. За ним резкий уход влево за большой камень, в проход у левого берега, а после чалка справа. Начиная от порога «Рижский-1» долина реки снова расширяется и приобретает U- образный профиль.
    Преп. № 64 пор. «Рижский-2» 5 к.с., длиной 400м, просмотр – справа. Серия из 4-5 сливов в воротах между камней с высотой бочек и вала до 1м, затем гряда камней через всю реку. Проход у левого берега, но туда сложно попасть (надо перегребать струю). После траверса влево «Витязь» совершил телемарк и прошел успешно. «Тритон» провели вдоль правого берега до стоянки: около 150м, так как Н.Лебедева устала и опасалась не догрести влево при уходе из струи. Ночевка на правом берегу в последней части "Рижского-2». Есть мошка. Плавника хватает, хариус ловится мелкий.

  30.08. р.Улуг-О, до пор. «Саша-1 (Адмиральский)»,
            ходовое время 3,5 часа, сплав – 15км

    Дождь почти весь день. Окончание «Рижского-2»: ворота из камней, через 6м навал на камень, за ним еще один – подводный. Прохождение – уход под левый берег в ворота из камней, далее по основной струе и чалка влево за последним из 2-х скальных обломков для просмотра «Рижского-3».
    Пор. «Рижский 3» длиной 200м 4-5 к.с.. Основная часть – гряда камней через реку, слева впадает ручей. Проходили в 2-х м от левого берега (правым баллоном катамарана через бочку) с уходом вправо от навала в глыбу у левого берега с последующей чалкой влево. Далее шиверистый участок с прохождением по основной струе.
    Преп. № 66 пор. «Рижский-4» длиной 500м 5 к.с. (просмотр слева). Река поворачивает влево у большого скального обломка, лежащего под левым берегом. В пороге 2 основных слива, высотой до 1м. Первый – через кучу обливных камней, за ними бочки высотой до 1м. Второй слив через гряду камней, перегораживающую русло, наиболее чистый проход у правого берега через метровый косой слив влево от серого скального обломка треугольной формы. Мы шли по двум бочкам, чтобы уйти из основной струи. Выходя из второй бочки, обоим катамаранам пришлось делать телемарк и «валиться» вправо полулагом с обливника, уходя от навала в камень у левого берега. Далее проход у скалы правого берега и косой слив у обломка, затем чалка в шивере справа.
    За «Рижским-4» горы начинают постепенно расступаться, препятствия несколько упрощаются до порогов и шивер 3-4 к.с. с высотой валов до 1,5м. Мы шли без просмотра, но бдительность терять нельзя. Экипаж «Тритона» в одном из препятствий расслабился, потерял основную струю и наехал на камень у левого берега. На участке № 70-78 препятствия относительно простые. Перед шиверой № 78 слева красивым каскадом впадает р.Кара-Хем, после нее справа – р.Чедыр.
    Перед порогом «Саша-1» остров. Оставив катамараны на нем, перешли протоку и устроили лагерь на террасе левого берега.

  31.08. р.Улуг-О – р.Бий-Хем, ниже знака «100 км» до г. Кызыла,
            ходовое время 5 часов, сплав – 37км

    Началось сказываться влияние дождя – вода поднялась к утру на 15-20см.
    Преп. № 99 пор. «Саша-1» («Адмиральский») длиной – 700м 5 к.с.. Самый мощный на маршруте. Перед ним разгонная шивера. Просмотр – по левому берегу. Наиболее сложный слив первый – классическая Y-образная ступенька через все русло высотой 1,3м, с метровой бочкой за ним. За сливом впадает ручей, в устье которого встречается радиола розовая (золотой корень). Ниже ручья второй слив – гладкий трек с надводными камнями у правого берега. Третий слив отмечен высоким яйцевидным камнем у левого берега. Это водопадная ступенька высотой 1м через все русло, за ней 2 глубокие бочки. Прохождение – по основной струе, на выходе – либо вправо, либо влево.
    Преп. № 100 пор. «Саша-2» заметно проще предыдущего (4 к.с.), длиной 600м. Начинается на местном левом повороте, заканчивается за следующим правым. На правом повороте левый берег – скальная стенка. Здесь у нас был самый большой вал – около 1,5м.
    Дальше можно идти без просмотра до конца маршрута. Шиверы начинают упрощаться, главными препятствиями становятся прижимы.
    Пор. № 101 «Хмурый» 3-4 к.с..
    Преп. № 102 - шивера, длиной 2км 3-4 к.с.. Постепенно русло расширяется и шивера упрощается.
    Преп. № 103-104: шиверы и прижимы 3 к.с..
    Далее по берегам появляются моторки и через 0,5 км Улуг-О впадает в р.Бий-Хем. Вода становится грязнее и приобретает мутно – зеленый цвет. Ширина р.Бий-Хем – до 200м, скорость – до 10 км/час, удобных мест для стоянок немного, по берегам встречаются створовые знаки. Ночевка на левом берегу Бий-Хема выше впадения ручья. Здесь квартальный столб «384-371-...»: деление леса на участки. Дров у берега мало, бурундуки продолжают воровать кедровые шишки.
    Вторая половина дня – дождь, временами сильный.

  01.09. р.Бий-Хем, до знака “50 км” от г.Кызыл,
            ходовое время 6 часов, сплав – 52км.

    Окрестные вершины ночью покрылись снегом. По берегам появились машины с отдыхающими, иногда проплывают моторки. Стоянка на террасе левого берега – степная зона, узкая полоска тополей и много колючек. Плавника хватает. Ветрено и холодно.

  02.09. р.Бий-Хем , до «стрелки» с р.Каа-Хем,
            ходовое время 5,5 часа, сплав – 48км

    Ветрено и холодно до середины дня, затем потеплело.
    Встали на левом берегу Бий-Хема. Ниже за скалой впадает р.Каа-Хем, а на его левом берегу расположен г.Кызыл. Он выходит на берег Каа-Хема парком (дикой частью). Здесь или правее, за ручьем, который вытекает из парка, можно разобрать катамараны. Отсюда до автовокзала 15минут хода. На базаре в Кызыле дешевые кедровые орешки.


4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ И ВЫВОДЫ

    4.1. Все личное и групповое снаряжение обычное для походов 5 к.с.
    4.2. Стоимость проведения похода составила 3000 руб. на участника, при условии подъезда –
отъезда через г. Абакан, т.е. ж/д транспортом.
    4.3. Местное население вело себя нейтрально по отношению к нам.
    4.4. Улуг-О – очень спортивная река и требует к себе серьезного отношения особенно в высокую воду, когда большое падение реки и увеличенный ее расход складываются, создавая мощнейший поток.


5. ПРИЛОЖЕНИЯ

        5.2. Некоторые фотографии путешествия.   (Для их просмотра нажмите на ссылку "Некоторые фотографии путешествия.")


Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz