КЕРЕТЬ и БЕЛОЕ МОРЕ

Общие дополнения
по результатам водного путешествия 2004 года

(лоцию и некоторые мои дополнения по месту следует
смотреть в отчете Елены Дубовенко)



1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

   Район путешествия: Северная Карелия – сначала по реке Кереть, потом по Керетской
                                    и Чупской губе Кандалакшского залива Белого моря
   Протяженность маршрута: 150 км от д.Парфеево на оз.Плотичное до п.Чупа
   Время проведения похода: 25.07 – 5.08.2004 г.
   Средства сплава: катамараны 2-х и 4-х местные
   Категория сложности: вторая для катамаранов
   Число участников: 10, из них четверо – "мелкие" дети


2. ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДОВ, ОТЪЕЗДОВ, АВАРИЙНЫХ ВЫХОДОВ

         Заброска
      Из Лоухов известны 4 варианта выхода на реку Кереть.
   Пусть будет первым вариант – от деревни Парфеево.
   Второй вариант – это непосредственный подъезд на Кереть у моста дороги Лоухи – Пяозерский. Вариант часто используемый, т.к. ни чуть не уменьшает общее впечатление о реке и районе, при этом маршрут сокращается на 15 км.
   Третий вариант – начать сплав можно и от моста через Кереть автотрассы на Мурманск. Этот вариант используется туристами, у которых мало времени на поход (маршрут сокращается на 65 км), а также теми, кто желает уделить больше времени Белому морю. При этом большинство главных порогов реки остаются для прохождения.
   По этим 3 вариантам для заброски с транспортом на станции Лоухи нет проблем, здесь постоянно дежурят машины разной вместимости. Такса этого сезона по вариантам 70-100 рублей с человека. По дороге ночью – рано утром можно заехать в дежурный магазин (хлеба может не быть).
   Четвертый вариант позволяет исключить автомобильную заброску (от станции нужно пройти около 1км пешком до озера Павлово). Он сокращает материальные затраты, но увеличивает сплав на 10 км и добавляет волок, правда короткий – около 200 м. Сборка средств сплава происходит в населёнке, поэтому каты должны иметь готовую раму. Этот вариант сейчас у туристов редко используемый, по крайней мере, мы на реке таких групп не встретили.
      Со станции Кереть.
   На этой станции не все поезда останавливаются. На реку Кереть можно выйти пешком: назад вдоль ж.д. к мосту (здесь есть домики и местные) или лучше на озеро Кривое по хорошей тропе к мощной стоянке (здесь для рам катов достаточно леса, а на озере хорошо клюет мелочь). Расстояние примерно одно – около 2км. Заброска со станции Кереть будет тяжеловата для групп с детьми, особенно "мелкими", в дальнейшем по сплаву она близка третьему варианту из Лоухов, но удешевляет его.
         Выброска
      С конца реки Кереть
   Перед порогом Керетский (Морской, Запорный) реку перегораживают сети рыбхоза. Сети предназначены для отлова части семги и горбуши для разведения мальков (в дальнейшем их выпускают в реку), а также регулирования времени захода красной рыбы в Кереть для размножения. Отсюда можно уехать или на машине рыбхоза (бывает здесь временами, цен не знаем) или на легковых машинах работников рыбхоза (дорого, более 300 рублей с человека до Чупы).
   После порога на левом берегу Керетской губы располагается старинная (говорят ей более 500 лет) деревня Кереть. Одно время совсем заброшенная, сейчас в летнее время она активно реанимируется дачниками. Некоторые дачники согласны подработать, но берут за рейс дорого.
   Если вас отсюда не везут в Чупу или Лоухи, постарайтесь попасть хотя бы в поселок Плотина, откуда отъезд далее значительно упрощается.
      С моря
   Уехать можно на катере до Чупы с биостанции, которая расположена на острове Средний. Ценами проезда не интересовались, но катера с народом видели каждый день. Многие туристы предварительно записываются на рейс, а сами отдыхают на ближайших островах (становиться на Среднем не приветствуется местными властями с биостанции).
   От поселка Чкаловский можно уехать попутной продуктовой машиной (идет в Чупу) или (дорого, с уговорами) машинами дайвинг-центра в Плотину, Чупу, Лоухи.
   Из поселка Ниж.Полунга уехать в Чупу подешевле, но также проблемно.
   Легко и дешево добраться до станции Чупа от пристани в поселке Чупа (рейсовый автобус, частники).
         Рекомендуемый вариант выезда. На заброске найти на вокзале в Лоухах частника, который заберет вас обратно из поселка Чкаловский. Договорившись о примерной дате отъезда, вы вызовете его окончательно по телефону из Чкаловского (телефон есть в дайвинг-центре, магазине).
    Данный вариант позволяет:
      - не "чупать" 15 км по Чупской губе;
      - исключить проблему поиска машины;
      - закончить поход в Лоухах, где касса на станции (и магазин в поселке) действует круглосуточно, в отличие от кассы на станции Чупа (режим работы её каждый год меняется);
      - из Чкаловского в Лоухи есть прямая дорога, местами трясет – после Плотины поворот на Лоухское озеро (на 2-х км картах совпадает с телефонной линией), далее через старую пристань Лоушки; эта дорога резко сокращает расстояние, экономит время и деньги (180-200 рублей с человека до Лоухов).

         Аварийные выходы
   На реке Кереть много вариантов аварийных выходов. В первую очередь они возможны у автомобильных и ж.д. мостов. К ним можно добавить следующие выходы:
         - с восточного берега Варламовского озера до Мурманской автострады 500 метров;
         - от места впадения Керети в озеро Кривое до станции Кереть около 2 км;
         - от западной оконечности озера Варацкое на автодорогу Плотина – Чупа;
         - от сети, перегораживающей Кереть, и от деревни Кереть.
   На море на линии остров Средний – Чкаловский – Чупа ходит очень много моторок, иногда – катера и даже яхты, люди на морской части похода очень приветливые.


3. О ЛОЦИИ

    У нас вода была выше среднего – средняя, что на такой реке для катамаранов большое благо.
    Совет байдарочникам – смотреть все основные пороги, т.к. они сильно захламлены камнями, а основная струя часто разбивается и ходит от берега к берегу, пороги длинные.
    Совет для 4-х местных катов, особенно, нагруженных детьми – стоит посмотреть порог Мураш (как первый сложный), заход порога Варацкий, среднюю часть Краснобыстрого. 2-х местные каты могут всё идти без просмотра.
    Очень оригинален своим нахождением порог Масляный. Через 1,5-2 км после кривой шиверы-шкуродера, что ниже Краснобыстрого, надо осторожно идти вдоль левого берега. Завидев каменные выходы на левом берегу, пристать для просмотра сразу к нему (байдарочники, не к камням!), иначе вас утянет в порог-шкуродер, который находится за резким правым поворотом. На катах можно сразу уйти к правому берегу и сплавиться вдоль него.
    С точки зрения сплава на катамаране река больше понравилась в своей нижней половине после ж.д. моста на Мурманск – меньше озер, короче плесы, чаще встречаются пороги. Видели перевороты байдарки в Варацком и каяка в Краснобыстром. Не видели сливов более 1 м и валов более 0,5 м (хотя, ноги впереди сидящих на катамаранах, в некоторых порогах обдавало водой).
    Лучшими из десятка лоциями в Интернете нам показались следущие:
         - Кереть 1996 Андрея Долматого;
         - Кереть 1996 Димы Седого;
         - Отчет по реке Кереть 1998 Вадима Лаленкова;
         - Кереть 98 Лоция и дневник Строганова;
         - Кереть 2003 Елены Дубовенко с нашими дополнениями, как более свежий отчет.
    Однако в известных нам отчетах нет полной раскладки препятствий и главных ориентиров по километражу. Нам он округленно представился следующим:

Деревня Парфеево
Конец озера Плотичное
Конец озера Нюкки (автомост, ж.д. мост на Пяозерск)    
Конец озера Петриярви
Порог Кривой 1
Порог Керчуг
Начало озера Травяное
Начало озера Варламовское
Порог Мураш
Автомост трассы на Мурманск
Ж. д. мост
Порог Долгий (начало)
Порог Варацкий (начало)
Порог Карежка (выход из озера Варацкое)
Порог Павловский (начало)
Автомост на Чкаловский
Порог Керетский
Остров Средний (биостанция)
Остров Олений (родник), через остров Кереть
Поселок Чкаловский (от острова Олений)
Поселок Ниж.Полунга (от острова Олений)
Поселок Чупа (от острова Олений)
- начало, далее от нее
- 8 км
- 14 км
- 20 км
- 26 км
- 35 км
- 41 км
- 47 км
- 54 км
- 63 км
- 69 км
- 77 км
- 84 км
- 89 км
- 99 км
- 104 км
- 114 км
- 119 км (5 км моря)
- 130 км (16 км моря)
- 134 км (20 км моря)
- 137 км (23 км моря)
- 149 км (35 км моря)


4. ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. Маршрут очень популярен, так что тем, кто ищет уединение тут делать нечего. Однако, со слов местных водителей, в последние 2 года наблюдается уменьшение туристов, идущих на Кереть, и резкое увеличение потока туристов, идущих на Писту (Пистайоки).
    2. Большинство команд выходит со стоянок поздно (после 15 часов). Было замечено, при выходе с 12 до 13 часов проблем с нахождением следующей хорошей стоянки нет. Хороших стоянок, т.е. оборудованных кострищем, столом и сиденьями, очень много. Вообще-то стоянок хватает всем, причем на многих имеются готовые бани.
    3. Места самых популярных дневок:
      - район озер Керчуг-Травяное – скалистые берега, красивые виды;
      - район порога Мураш – первый сложный порог;
      - озеро Варацкое – множество стоянок на островах и скалистом правом по ходу берегу; здесь собирается самое большое количество турья; здесь же справа на входе в озере на скалистом острове высотой в 30 м (крутой обрыв в сторону протоки) расположена суперстоянка – продуваемая, с шикарными видами и не очень крутым подъемом от воды;
      - ниже Кривого-3 – красивые места с множеством островов;
      - ближайший к устью Керети мыс безымянного острова (при движении на Чупу его можно обойти с обеих сторон) напротив поселка биологов;
      - ближайший мыс острова Кереть к острову Средний – здесь расположена суперстоянка (спасибо тем, кто её сделал) с чистым от водорослей пляжем; далее в залив острова есть еще 2 стоянки; в сторону Прямой Салмы стоянки тоже имеются (здесь многие отдыхают в ожидании отъезда катером);
      - стоянка на северном мысу острова Олений хороша наличием воды, хорошая стоянка западней родника сгорела (пожар 2000г);
      - стоянки (3 штуки) на островке следующим за островом Олений, удобные для выхода в Чкаловском и последним броском на Ниж.Полунгу и Чупу, а также тем, что на соседнем острове Олений есть вода.
    4. Лес (береза, осинки и хвойные) для наборов катамаранов есть везде, только в некоторых местах начала сплава придется отойти в его поисках на 200-300 метров. Вообще то, лучше брать с собой готовые наборы.
    5. С дровами для костра у нас проблем не было, даже на скале Варацкого озера. Местами они возможны только при организации бани. Нам вполне хватило цепной пилы. Частенько на скальных выходах тяжело установить колья для костра, советуем взять таганок.
    6. Обнос (около 20м) сетей рыбхоза перед Керетским порогом делается по левому берегу (обнос самого порога также проводится по дороге левого берега). Мы, отдав по 10 рублей с человека, прошли через приспущенную сеть. Попытки здесь купить семгу и даже горбушу не увенчались успехом, хотя семги перед сетью прыгали, а одну рыболов вытащил при нас (по лицензии). Говорят семги в реке вообще мало, в следующем году будет идти горбуша (массово ходит каждый второй год, т.е. здесь нечетный), вот ее много и будет "предлагаться". Чем позже вы будете на реке, тем выше шансы ее приобрести.
    7. На озерах, через которые протекает Кереть, в губе и салмах днем возможны волнение, ветер. Вечером и ночью всегда тихо, а полярная ночь в это время – пасмурный день, так что можно сплавляться круглыми сутками. Правда, ночью, особенно на море, возможен густой туман.
    8. Погода. Со слов водителей, работников дайвинг-центра, опыта походов тульских туристов начало июля – начало августа (до 5-8) отличается в данной местности стабильно хорошей погодой. У нас днем температура воздуха не опускалась ниже 20*С, а несколько дней была за 30*С. Лишь пару раз дождь делал неудачные попытки пойти, прибивая только пыль. Причем, это не самое жаркое лето, в 2003 году было еще теплее. Поэтому будьте осторожней с огнем, особенно если устраиваете новое кострище (пролейте его хорошо водой вначале и перед уходом)! Курящие – на скальных выходах в сухую погоду мох, горит почти как порох!
    Раза три ночью на речной части похода пришлось надеть теплые вещи на детей. Погода нас очень удивила и порадовала!
    9. В реке купались, но мало, вода не такая уж теплая. В море купались больше, находя мелкие прогреваемые пляжи. В прилив вода теплее, похоже, греется о прибрежные камни, нагреваемые за время отлива.
    10. Рыбалка на реке Кереть и ее озерах для Карелии слабовата. На ловлю хариуса, форели и особенно красной рыбы не стоит тратить время (нами и другими для ловли первых испробованы были разные виды снастей и насадок – лучшими оказались мушки и вращалки мепс или фокс 2-3 номер), на уху наловить и то проблема. Щука берется редко (лучшее колебалки – типа ложка, шторлек и вращалки 3-4 номер) и требует больших затрат времени на ловлю. На спиннинг брался и окунь, но он здесь мелкий. Если, все же вы хотите ловить выше перечисленную рыбу, советуем заложить в маршрут дополнительное время на рыбалку и выделить в группе только на это хотя бы одного рыбака. Самая добычливая рыбалка была на червя – окунь, плотва, уклейка. Мелочи было очень много, дети и мамы оттянулись.
    Червя (навозного) привезли с собой. В который раз удивились проблемами сохранности червя на маршруте у туристов. Можем помочь. Нам известен отличный способ сохранности в течение двух и даже более недель – смотри схему "Банка для червей" на моем сайте (в главе РЫБАЦКИЕ ХИТРОСТИ раздела Прочее). Банку не следует держать в герметичных емкостях и подставлять специально под дождь, в дороге можно перевозить (желательно вертикально) в кармане рюкзака, холщовой сумке, на стоянках лучшее место – под тентом, в общем, в тени.
    Может быть, потому что красная рыба заходит в реку после 5-10 августа, мы не видели на реке рыбинспекторов. Инспекторами здесь сильно пугают, особенно в районе озера Новое, нижней части Керети после Масляного и у дорог. Кстати участок реки после автомоста на Чкаловский очень перспективен для ловли щуки и пр., на нем мы, к сожалению, не ловили, так как спешили к морю.
    11. Рыбалка на Белом море в этом районе резко отличается от ловли в реке. Ловить здесь приходится только с лодки навагу на глубине 2-4 метра, треску глубже – 4-10 метров. Зубатка ловится сетью. Камбала – одни разговоры, самим не попадалась, у других тоже не видели. Но то, что она ловится сетью или в отвес на большой глубине, это точно.
    Навагамелкая треска, в первую очередь отличается наличием бородки) ловится у дна на поплавочную удочку с большим поплавком. Вместо крючка хорошо повесить блесенку (преимущественно белую) для ловли в отвес типа окуневой (можно крупную мормышку) с крючком номер 6-8 и насадкой морского червя (пескожила) с прокалыванием его (половины его) поперек несколько раз. Этого червя добывают в заливах при отливе. Копают горки, которые он оставляет за собой, для чего обязательно нужна лопата. Работа трудоемкая, не под каждой горкой он бывает. Навага обычно и держится в тех заливах, где пескожилов много. Пескожил легко сбивается, поэтому при поклевке не зевать. Для насадки также можно использовать всяких червячков-паучков, которых можно обнаружить после отлива в лужах и под камнями. Червя навозного на море рыба совсем не признавала, так что его спокойно тратьте на реке.
    Треску ловят тремя способами – в отвес, на спиннинг и в проводку.
      В отвес ловят на блесну типа уральской, триумф (т.е. изогнутые, удлиненные) с красным пучком ниток на тройнике. Можно на крючок блесны насадить морского червя. Блесну опускают на дно и совершают подергивание ее вверх в зоне до 1метра.
      При ловле на спиннинг используются белые блесны (кроме вышеназванных) по типу узкой ложки, узкого шторлека с красным пучком ниток. Активно применяются также виброхвосты длиной 10-12см с черной спинкой и желтым или белым телом. Вес блесны и джиг-головки с виброхвостом должны быть более 20 грамм. Делают обычный заброс спиннингом. Дают возможность опуститься насадке на дно и совершают ее перемещение спиннингом вдоль дна примерно на метр с одновременным подматыванием лески до слабого натяжения. Затем насадке дают опять возможность опуститься на дно и т.д.
      При ловле в проводку используется тот же спиннинг, только после заброса лодка движется зигзагами, иногда делая короткие остановки.
    Треска хватает жадно, сильно сопротивляется и поражает своим видом – голова, как у страшилища с огромной пастью и бородкой (может, поэтому в магазинах она продается без головы) занимает большую часть тела.
    Предупреждение! В это время года здесь внутренности (и печень) трески и наваги могут быть поражены паразитами (червями), поэтому куски рыбы обязательно надо хорошо прожарить. Кстати, свежая треска вкусная рыба, но при жарке разваливается. Лучшим из нее блюдом оказалась "тушеная рыба с овощами" (смотри в главе ПОХОДНЫЕ БЛЮДА раздела Прочее моего сайта), правда после обжаривания трески из развалившихся кусов пришлось еще убрать кости (оказалось потом только лучше).
    Местные, когда рыба плохо ловится, часто связывают это с приливами и отливами. Мы этого влияния не заметили, а вот места рыбалки – да. Лучшие места ловли трески на маршруте – в метрах 50-100 у северного берега острова Средний (здесь раньше отгружали лес) и южный пролив острова Олений (особенно у его отвалов). Нашу морскую рыбалку очень хорошей не назовешь, правда, на еду хватало. Местные, говорят, что основная рыбалка бывает позже, тогда и рыба очищается от паразитов. Ещё мы заметили, чем больше глубина, тем крупнее треска. У нас она ловилась не более 1 килограмма. По рассказам в восточных проливах острова Кереть ловится треска в 2 и более килограмма. Треску ловили только днем (интересно, каков клев утром или вечером), т.к. утром ленились, а вечером рыбу готовили и поедали.
    Так же было подмечено, что использование как насадок кусочков рыбы, не улучшало клев трески.
    И последнее по рыбалке на море, для улучшения клева не следует стремиться к использованию тонкой лески, мелких крючков, т.к. это не дает особых преимуществ. Леску ставили 0,3 мм и выше, а крючки от 6 номера.
    После отлива местами на берегу остается много мидий, но они мелкие (меньше черноморских). На некоторых стоянках видели кучи пустых раковин, видно некоторые команды ели мидий, мы поленились, хватало рыбы.
    12. Грибы были и на реке и на море, местами много. В связи с жаркой погодой попадались на границе воды (болот) и леса. В основном, это были подосиновики, белые. Подберезовиков и прочих было меньше. Крупные грибы, как правило, были червивые.
    13. Морошки было много до Варацкого озера. Она была спелой, объедались. Далее пошла спелая черника, переключились на нее. Черники было очень много как на реке, так и на островах (здесь попадалась совсем черная по цвету). Любимое блюдо с нею – "блины с черникой" (смотри в главе ПОХОДНЫЕ БЛЮДА раздела Прочее моего сайта). Брусника только наливалась.
    14. Считаем главным достижением нашего путешествия – это посещение Кандалакшского залива Белого моря. В хорошую погоду море нас всех поразило своими штилями, видами островов и пугающих морских пространств. Здесь очень чистая вода, не зря в дайвинг-центр в Чкаловском (тел. 8-81439-44522, сайт: www.nereis.spb.ru) приезжают подводники из Европы. В море много морских звезд, ярко малиновых медуз, видели тюленей, у берегов полно разных чаек, крачек и куликов. В глубоких заливах острова Кереть наблюдали журавлей. Видовое разнообразие Белого моря (Гандвика) в 1,5 раза больше Черного моря.
    Но самое удивительное здесь – приливы и отливы. Примерно два раза в сутки вода находит на берег и два раза отходит от него (появляются новые острова, проливы, банки…). Высота прилива была около 2-х метров. Если взять цикличность приливов и отливов примерно 6 часов, то у нас прилив начинался около 1 часа ночи и 13 часов дня, а отлив соответственно около 7 утра и 19 часов вечера. В сужениях между островами во время приливов видно течение, причем оно даже может помешать движению. Предупреждение! Время приливов смещается, т.к. цикличность чуть меньше шести часов, так что у Вас оно может оказаться другим.
    Многим туристам нравится хождение по морю. Есть целые группы, которые ходят (100-200 км) по Кандалакшскому заливу уже много лет. При этом часто используется парус, а некоторые на катамараны ставят лодочные моторы. Мы также на большой кат установили мотор "Салют" в 2 л.с. (бензин брали на круглосуточной заправке у пересечения дороги на Пяозерский с трассой на Мурманск, в Лоухах заправка действует днем), польза на озерах и плесах реки, на море особенно при встречном ветре от него огромная.
    15. Единственная проблема при хождении по морю – это пресная вода. Решают ее так:
      - находят в скалистых расщелинах, где она собирается после дождей, дезинфицируют (если дожди долго не шли, вода будет солоноватой);
      - делают запасы в емкости в устьях рек, ручьев, в родниках (на Керете запас воды надо делать сразу ниже порога Керетский; на острове Олений родник расположен на берегу залива между самым северным мысом и западным окончанием острова);
      - запасают воду в поселениях (на острове Средний вода есть на биостанции – спросить у нескольких человек, лучше местных, т.к. здесь есть чистая и техническая из кранов /мы брали хорошую в двухэтажном здании общежития/, а также колодезная; в Чкаловском вода с проблемами есть в дайвинг-ценре, местные ходят куда-то за ней далеко);
      - сократить расход воды позволяет приготовление первых и вторых блюд на разбавленной на половину морской воде, особенно если ваши стоянки находятся близко к реке Кереть (вода слабосоленая даже на ближайшем мысе острова Кереть).
    В некоторых отчетах встречается упоминание о родниках, которые открываются во время отлива. Не стоит особо надеяться на эти родники, нам попадались такие, один был даже рядом с нашей стоянкой – вода в нем за время отлива так и не стала пресной.
    При поисках воды по карте можно попасть впросак. Мелкие ручьи, впадающие в море и близко, расположенные к берегу озерца часто оказываются пересохшими или заболоченными.
    16. Внимание! Если Вы хотите продлить срок службы своих средства сплава, то в конце плавания по морю обязательно следует их обильно обмыть (особенно рамы и каркасы) обычной (не морской) водой. Места соединений железо – алюминий лучше промыть с применением моющих средств. Если Вы не смогли этого выполнить на месте, сделайте по приезде домой. Еще с большей ответственностью надо подойти к сохранности подвесных моторов (коррозия!).
    Тоже самое следует сделать и с рыболовными снастями.
    17. Пополнить запасы продуктов можно в Чкаловском и Ниж.Полунге (проблема только хлеб), выходной воскресенье. Известны случаи, когда с мурманской трассы туристы ездят в Лоухи на попутках и когда за ними по предварительной договоренности из Лоухов приезжают частники и даже бывает, подвозят – хлеб, пиво, водку…
    18. Мобильной связи в Лоухах пока нет, но запуск ее ожидают уже с осени.
    19. В данной местности Вам могут встретиться (в конце слова или вторым словом) оригинальные географические термины, приведем наиболее часто встречаемые:
        ваара, варр, варака – гора;
        селькя, сельга – гряда, хребет;
        суо, шуо – болото;
        лампи, ламба – лесное озеро;
        ламбина – озеровидное расширение реки;
        ярви, ярв – озеро;
        йоки – река;
        кари, карежка – мелкий порог, перекат;
        коски, кошки – порог;
        наволок, ниеми – мыс;
        губа, лахта – залив;
        салма – пролив;
        луда, луодо – отмель, риф, каменистый островок.
    20. В Лоухах на станции работает много водителей частников, причем некоторые из них только по определенным направлениям. По зоне Лоухи – Кереть – Чупа – Чкаловский очень ответственно работает Дима, телефоны: 8 (81439) 51630 и 51023. Выражаем ему свою глубокую благодарность!


5. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

     Чтобы увидеть некоторые фотографии нашего похода щелкните по ссылке ниже:

*  *   *   ФОТОГРАФИИ   *   *  *





Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz