ЧЕРНЫЙ ЧЕРЕМОШ, БЕЛЫЙ ЧЕРЕМОШ, ПРУТ

МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ
В ПРИКАРПАТЬЕ (2004г)



1. ВСТУПЛЕНИЕ

     В начале марта к нам в Тулу из Новомосковска заехал Толик Ивашин и рассказал о том, что ярославские водники ездят в Карпаты на автобусах. Мы (Сеничкин Александр и я) вообще-то на майские никуда не собирались, но идея ярославцев понравилась. Саша взял на себя общее руководство, я отвечал за материальные средства и тактику движения на маршруте.
     30 апреля в 10 часов выехали из Тулы. Вернулись 10 мая в 13 часов. При этом мы по два дня провели на каждой из рек, была и дневка. Нас было 27 человек – 5 отделений, шли на каяках, каркасно-надувных лодках «смитовках», катамаранах: 2-х и 4-х местных.


2. РАЙОН

     Реки протекают в Прикарпатье – Черновицкой и Ивано-Франковской областях Украины. Новые российские паспорта здесь были достаточны (уточнять надо каждый год), на маршруте ни разу не проверяли.


3. КЛИМАТ

     Днем тепло, более 15*С (на солнце жара). Ночью, в верховьях рек, возможны заморозки (два раза ранним утром было около 0*С). Дожди были, но короткие и теплые. Лишь однажды (6 мая) был затяжной сильный дождь, после которого река Ч. Черемош поднялась ~ на 30 см (в Устериках). При этом вода в реке на самом деле стала «черной» (грязной), в то время как вода в Б.Черемоше слегка замутилась, а подъем воды был ниже. На Пруте с 7 на 8 мая был сильный ветер (даже тенты срывало) с небольшим дождем. Похолодало, но к 11 часам опять стало тепло.
     Большинством (некоторые здесь бывали не раз) решили, что эти майские праздники были теплые с короткими (даже, если сильными) дождями, а уровень воды был близок к среднему и, в общем, падал (особенно на Пруте – у водопада за ночь ~ 10 см).
     Интересно было попасть из еще холодной Тулы в теплые Карпаты, где уже отцветали вишни, груши и цвели сирень, яблони…


4. НАСЕЛЕНИЕ И ТУРИСТЫ

     Местные – просто отличные люди. Сплошная доброжелательность, про воровство не слышали. На конфликт первые не идут, любят при встрече здороваться. Кафешки, пивнушки чистые, пьяных не видели. Уважительно относятся к религиям.
     Плотность населения вдоль рек высокая. Много красивых домов и не только снаружи. Поразило изобилие новых церквей всяких концессий. Но особенно удивительны «освященные колодцы» с часовенками вдоль дорог. Зайти в них может любой, даже если он за забором.
     Везде очень чисто (кроме берегов рек – они вместо свалки!!!).
     Сувениры – в Верховине и на базарчике турбазы «Гуцульщина» у водопада в Яремче.
     Туристов много – с Украины (Киев, Одесса, Харьков …), Польши, Питера, Москвы, Ярославля … и даже Ухты. В районе Гуков в начале мая проводился чемпионат Украины. А у водопада на Пруте полно «организованных» туристов. Общение с турьем просто порадовало.
     Но была и «ложка дегтя». На стрелке Черемошей повстречали ребят из Питера (особо запомнился из их команды рафт и толстяк, его кеп). Кроме нас в это время там еще была группа из 4-х человек. По началу им все не хватало места (позже здесь было до сотни туристов). А потом еще хуже – они делали заброску на Б.Черемош и не взяли 3-х наших каякеров (шофер был согласен), причем гривен на заброску у питерцев не было, и их они выменяли у нас. Все это мы объяснили «питерским синдромом». А местный карпатский боженька наказал их – рафт был позорно капитально изодран в среднем течении Б.Черемоша.


5. БЫТОВУХА

     Деньги. Расчеты здесь идут только в гривнах. У лоточников и в банках легко поменять доллары (1 ~ 5 гривен) и евро (1 ~ 6 гривен). Рубли в банках Верховины и Яремчи не брали. Небольшие суммы здесь менялись у случайных людей (в Верховине спасибо Владимиру Николаевичу – инструктору по туризму, тел. 2-14-42). Рубли на гривны легко поменять на границе и в приграничной зоне Украины до города Батурина. Мы границу проехали ночью, поэтому меняли в ларьках, киосках, на развалах вдоль дороги по курсу 1000 рублей ~ 170 гривен, т.е. 6 рублей ~ 1 гривна. Здесь же произвели последние закупки на наши деньги.
     Стоянки – единственная проблема похода, особенно для больших групп. Лучшие места под них находятся в частных владениях, поэтому становиться приходится на неудобьях, рядом с дорогой, далеко от реки, островах. Мы (и многие) быстро решили проблему по-другому. Находится хозяин земли – ему гривны, а нам место (12-40 гривен для нашей группы, как договоришься).
     Большие бесплатные стоянки на Ч.Черемоше – большой остров у порога Ниж. Дзембронь и еще пониже – поляны по обоим берегам с подвесным мостом через реку (здесь до 4 мая стоял лагерь чемпионата Украины). Несколько полян среди кустов, используемых для стоянок, есть (в основном на левом берегу) в зоне 7 км перед Устериками. Очень емкая стоянка расположена на правом берегу Черемоша сразу после слияния Черного и Белого Черемошей.
     На Пруте хорошо стояли на большой поляне левого берега реки чуть выше водопада на территории турбазы «Гуцульщина» в Яремче. На турбазу и ресторан «Гуцульщина» (расположен у водопада на правом берегу и связан мостиком с турбазой) от основной дороги в Яремче есть указатели. За стоянку с заездом автобуса сторожам заплатили 70 гривен (за два дня). Вообще-то берут до 50 гривен с автобусной группы в день или 3-5 гривен с палатки. Отдельные группы, дабы не платить, становятся в метрах ста ниже водопада.
     Готовка. Дров для приготовления пищи и даже хорошего вечерне-ночного костра на Черемошах хватает. Это плавник по берегам речек и сухостой в лесах (двуручная пила не нужна). На Пруте (турбазе), где провели две ночевки, с дровами сложнее – надо походить. Поэтому здесь, в основном, использовали примуса, но на большой ночной костер дров все же набрали.
     Питание. Есть все, что и в наших магазинах, киосках. Разве, что колбаса копченая и тушенка не очень (мы брали с собой и не пожалели). С хлебом проблем не было. Цены примерно наши или ниже (пиво, водка, соки, мороженое…). В Верховинах в центре прямо у реки на правом берегу большой рынок с разными пунктами питания. Магазинчики, в том числе разливное пиво (1,5-2 гривны – кружка), есть в самых небольших поселках. Но больше всего нам понравился кафе-магазин в центре Устерик напротив автомоста через Ч.Черемош. Его хозяин Дима отлично говорит по-русски (учился в лесном техникуме в Горьком), быстро обслуживает и всегда приветлив.


6. ПОДЪЕЗДЫ И ПРОЧИЕ ПЕРЕЕЗДЫ. СПЛАВ

     В Прикарпатье мы (27 человек) выехали на 49 местном автобусе «Мерс» (должна быть лицензия проезда по СНГ). По нашему мнению до 35 туристов ехать в нем удобно и хорошо. Больше уже сложно, но можно – у ярославцев в аналогичном автобусе было под 40 человек, так что для вещей снимали в нем сзади кресла.
     Сначала забросились до Зеленого (выше Дземброни). Дорога от Верховин для автобуса хорошая до мостов, где переходит с левого берега Ч.Черемоша на правый и обратно, затем терпимая, кроме одного места – переезд через трубу выше Гуков (здесь выгружали вещи, чтобы проехать). Полное время в пути со всеми многочисленными остановками («зеленые», покурить, магазины, ларьки и особенно шашлыки на украинской стороне по 5-6 гривен за 100 грамм) от Тулы – 30 часов, из них 2 часа ушло на проезд таможни. На таможне обязательно иметь под рукой паспорта. Хорошо иметь списки всей группы – заверить печатью автохозяйства или клубом туристов или еще кем-то... У нас взяли по списку на нашей и украинской сторонах. Досмотров не было. Автобусы проходят по отдельному коридору. Не знаем про водителей, но мы за «консультативные услуги по ускорению проезда границы и т.д. и т.п.» дали каким-то типам 400 и 500 рублей, похоже, это помогло.
     От Зеленого автобус ушел в Устерики (от Верховин хорошая дорога), где стал в центре у базарчика на главную базу. Сюда по Ч.Черемошу отделения осуществили сплав по своим графикам. Одни шли 2 дня с дневкой перед Гуками, другие устроили дневку в Устериках на правом берегу Черемоша сразу после слияния Б. и Ч.Черемошей.
     В дальнейшем от Устериков отделения проводили на грузовых автомобилях заброску на Б. и Ч.Черемоши средств сплава, при этом, не разбирали их (баллоны катов лучше слегка спустить). С собой брали только перекус и ремнаборы. Машины забивали полностью каяками, лодками, катами, сюда же забирались и сами. Заброска на оба Черемоша в зависимости от дальности и вида грузовой стоила 100-150 гривен за рейс. Время езды до мест выше каньона на Б.Черемоше и выше Дземброни на Ч.Черемоше около 1,5-2 часов. С забросками очень помог Василий Бельмега – фермер из Устериков с правого берега Ч.Черемоша перед мостом, рядом с лесничеством. Его телефон (03432) 3-47-38. Есть там машины и у других, в их поисках местные и дети активно помогают, договариваться лучше с вечера. Сплав по Б. и Ч.Черемошам по времени занимал от 5 до 7 часов в зависимости от дальности заброски по реке, уровня воды (при дождях повышалась скорость), проводимой съемки, перекуса (особенно в Верховинах на рынке) и т.д. Разговоры о том, что в Б.Черемоше мало воды и проходить его не всегда возможно, чаще беспочвенны. Конечно, в нем значительно меньше воды и больше камней, чем в Черном. Однако если слегка приспустить баллоны катамаранов и каркасно-надувных лодок, проблем с порывами не будет (ни одной дырки во всех отделениях).
     При такой организации сплава большинство (кто желал) отделений прошли Б. и Ч.Черемоши по пару раз. Причем, ниже Гуков некоторые останавливали на дороге проходящие грузовики и проводили (за 15-20 гривен) короткую заброску выше Дземброни для проведения дополнительного сплава самого интересного участка Ч.Черемоша.
     Из Устериков, наняв грузовик (за 220 гривен) и завалив его полуспущенными средствами сплава выше кабины (каяки поместили в автобус), 7 мая переехали на Прут к водопаду. Вообще-то, по генеральному плану мы должны были сплавляться по Черемошу и Пруту к Черновцам, но ночью с 6 на 7 мая «спортсмены» и «маломалопьющие» сломили сопротивление «отдыхающих» словами «Даешь Прут и водопад!». Последним было предложено забрать их на обратной дороге в Черновцах, в конце концов, они решили ехать со всеми посмотреть водопад и отдохнуть на Пруте.
     После осмотра каньона на Пруте, мы отказались (кроме каякеров) от его прохождения и все силы бросили на водопад. 8 мая устроили на нем «покатушки». Прыгали долго (один из 4-х местных катов прошел 5 раз), обнос на веревках делали сразу за водопадом через левую скалу у слива.
     В Тулу выехали 9 мая в 10 часов и были в пути 27 часов со всеми остановками. Таможню опять проходили ночью – 1час 40 минут. Списков группы не просили, как и денег за «консультативные услуги …», смотрели только паспорта.


7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

     7.1. Всем понравилось в Карпатах – природа, погода, народ и их поселения.
     7.2. Наличие автобуса и перевозка средств сплава без разбора на грузовых автомобилях позволило пройти Черемоши по паре раз, а отдельные участки того больше, посетить Прут с главными порогами у Яремчи, а так же легко изменять маршрут и график движения по вновь появившимся идеям. Убрав общую дневку в Устериках и повторный сплав по Б.Черемошу, можно было съездить и на Черную Тису (говорят, там есть неплохой каньон). Однако мы решили не усердствовать, все же приехали и отдохнуть. Наличие автобуса позволило при сплаве не брать с собой все снаряжение и продукты питания, что особенно повысило мобильность отделений на первом этапе (первый сплав по Ч.Черемошу), примуса и бензин к ним так же ехали в автобусе.
     7.3. Дневка в Устериках дала возможность сходить на «Лысую гору» (название наше – возвышается над Б.Черемошем), откуда открывается шикарный вид на главный хребет Восточных Карпат (некоторые вершины в снегу), окружающие полонины. В Устериках некоторые посетили краеведческий музей лесничества – красивое здание на стрелке Черемошей. На дневке же нами на шашлыки был куплен за 150 гривен разделанный баран, заказывали его у водителей грузовиков – на покупку ушло 2 дня, т.к. бараны пасутся в горах на полонинах. И самое главное – она позволила совместить пожелания «спортсменов» – «отдыхающих» (последние здесь сделали дополнительную дневку).
     7.4. На Ч.Черемоше самые веселые участки для сплава – район Дзембронских порогов и Гуков, а так же последние 5-7 км до Черемоша (несколько шивер). Но самое опасное препятствие на реке даже для 4-х местных катов носит искусственный характер – две сваи в метрах семидесяти перед автомобильным мостом в Устериках (сразу за мостом сливаются Ч. и Б.Черемоши). Они находятся в середине реки в достаточно мощном потоке и в зависимости от уровня воды могут быть видны или залиты водой. Наихудшее состояние свай, когда они слегка притоплены и становятся видными уже перед «носом». Мы наблюдали несколько ударов о сваи, причем с выпадением членов экипажей. Итог – порванные обшивки и баллоны, поломанные кницы наборов, сдвинутые рамы. Они легко обходятся вдоль берегов, при этом у высокого правого берега идти веселей.
     7.5. Разговоры о том, что на Б.Черемоше мало воды не убедительны. Мы шли спокойно даже на 4-х местных катах, слегка приспустив баллоны (скорость теряется, но незначительно, а дырок нет). На Б.Черемоше есть очень красивое и спортивное место – каньон. Идется катами легко, на каяках – одно удовольствие. Остальное не представляет труда, а последние километров десять для всех средств сплава просто утомительны.
     7.6. На Пруте хороши для сплава каньон (особенно на каяках) в Яремче и водопад. Водопад (общее падение метров 7-8) вообще замечательно красивое место. Турья на нем полно – ходят на каяках, катах 2-х и 4-х местных. Видели кили, некоторых разворачивает в потоке, выпадают члены экипажей.
     7.7. В общем, о сплаве по рекам:
- наши 4-х местные каты все реки шли без просмотра, за исключением водопада в Яремче;
- КНЛ «смитовки» и 2-х местные каты частично просматривали Гуки (когда проходили первый раз), водопад;
- каякеры смотрели только Гуки и каньон в Яремче, перевороты у них (не у всех) были только на Ч.Черемоше при подъеме воды от дождя, водопад на каяках не шли, ходили его в составе экипажей 4-х местных катов;
- один наш 2-х местный катамаран ударился о сваю перед автомостом в Устериках – порыв обшивки баллона;
- видели байдарочников на Ч.Черемоше, по нашему времени они просто герои – просматривать придется много, но от всех камней все равно тяжело будет уйти, да и мощи в реке особенно после сильных дождей (например, 6 мая) хватает;
- на Б.Черемоше байдарочников не видели, из-за массы камней в верховьях и особенно длинных каменных гряд на мелководьях в низовьях реки им лучше туда не ходить.
     7.8. По тактике сплава из того, что видели у других – без своего транспорта:
- заезжают в верховья Ч.Черемоша выше Зеленого и осуществляют сплав до Черновцов;
- некоторые дополнительно к вышесказанному делают заброску грузовиками не разобранных средств сплава на Б.Черемош и сплав по нему, при этом одни оставляют вещи в Устериках на базе, другие идут сверху с полным снаряжением (с ним обычно на 1-2 дня дольше).
           По тактике сплава из того, что видели у других – со своим транспортом (многие приезжают на микроавтобусах и легковых, если приехали на больших автобусах – дополнительно используют местный грузовой):
- становятся выше-ниже Гуков и делают многократные заброски для сплавов выше Зеленого вплоть до погранзоны – так в основном поступают каячные группы и группы с 2-х местными катами;
- некоторые дополнительно к вышесказанному переезжают на Прут к водопаду.
     7.9. С целью экономии времени все наборы для катов мы привезли с собой, хотя их вполне можно было изготовить на месте – леса для этого хватает. Учтите, лесничие здесь работают хорошо и не везде порубки возможны.
     7.10. Рыбалка на реках, по крайней мере, на майские праздники, плохая. С большим трудом ловятся быстрица (тип уклейки) и форель, водители автобуса с большим успехом ловили карасей в прудах у реки в Устериках (внимание, есть пруды частные). Местные так же больше ходят вдоль рек, чем ловят.
     7.11. На дорогах вдоль Ч.Черемоша и Прута видели много велотуристов, они говорят, что им здесь нравится.
     7.12. Для того чтобы связаться с Россией по мобильнику из Украины, необходимо произвести следующий набор: +7 (код региона) (номер телефона), т.е., например, для Тулы +7 0872 429371. На Пруте в Яремче связь хорошая. На Ч. и Б.Черемошах мобильники работали только в районе Верховин. Местные жители говорят, что сотовая связь постоянно расширяет зону своего действия.
     7.13. Общие затраты проезда из Тулы и обратно, оплата стоянок, а также всех забросок в верховья Ч. и Б.Черемошей, дополнительных забросок Гуки – выше Дземброни, переезда на Прут составили всего 2350 рублей на человека. В первую очередь, за это большое туристское спасибо «Туристическим и Коммерческим маршрутам» тел. (0872) 38-17-54 в Туле, а конкретнее Андрею Сергеевичу и особо за доставленное беспокойство водителям: Владимиру и Виктору.
     Стоимость бензина и солярки на Украине (учтите май 2004 года, соотношения остались) удивила – чуть выше нашей, а своей нефти нет. АИ-92 стоила 1,9-2,2 гривны (в Туле ~ 11 руб.), АИ-80 и солярка стоили 1,7-2 гривны (в Туле ~ 9 руб.), причем стоимость топлива в районах ниже, чем у крупных городов.
     7.14. При подготовке путешествия мы использовали материалы тульского клуба туристов (лоции) и Интернета (последние новости, лоции, карты). Спасибо Валентину Левчику из Киева, Игорю Романенко из Львова, а так же дзержинцам с их отчетом «Карпатские зарисовки 2002».
     7.15. Карту рек и района, где они протекают можно взять здесь:

КАРТА
     Она больше нужна для общего представления, т.к. на речках все и так понятно – населёнка кругом.
     7.16. Некоторые наши фотоматериалы можно посмотреть здесь:      ---> ФОТОГРАФИИ <--




Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz