СУНА

(верхняя часть)

      Вышло так, что летом 2003 года две группы туристов водников из Тулы совершили свои походы по реке Суна. При этом одна группа ( турклуб "Пилигрим" ) прошла верхнюю Суну (до станции Гимольская), а другая группа ( Тульский областной клуб туристов) осуществила сплав нижней Суны. Именно их отчеты (основное) представлены на сайте, хотя есть и другие, т.к. путешествия по этой реке являются традиционными для туляков и пользуются большой популярностью.
    Отчеты по некоторым параметрам хорошо дополняют друг друга.
    От себя могу добавить, что Суна запомнилась мне в первую очередь своими великолепными стоянками (часто с песчаными пляжами) и отличной рыбалкой, особенно в верхней части реки. Суна предпочтительна для байдарочного сплава.


Руководство данного похода:
Руководитель группы: Боровков Александр Денисович
Заместитель руководителя: Шиняев Владимир Борисович


1. ПАСПОРТ МАРШРУТА



2. ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА, ОТЪЕЗДА, АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ, СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА

      Подъезд, стоимость проезда
  - Электричка Тула-Москва в 19.25. до станции Каланчевская (100 руб.)
  - Поезд Москва-Петрозаводск в 00.28. с Ленинградского вокзала до Петрозаводска (510 руб.)
  - Прибытие в Петрозаводск в 14.00. следующего дня.
  - Поезд Петрозаводск-Костомукша в 19.25. до ст. Суун (187 руб.)
  - Прибытие на ст. Суун в 08.30. следующего дня.

      Отъезд, стоимость проезда
  - От ст. Гимольская проходящий поезд с Костомукши в 01.16. до Петрозаводска (161 руб.)
  - Прибытие в Петрозаводск в 08.25. следующего дня.
  - Проходящий поезд Мурманск-Симферополь в 22.45. от Петрозаводска до Тулы (522 руб.)
  - Прибытие в Тулу в 17.10. следующего дня.

      Аварийные выходы
    Других вариантов подъезда до ст.Суун нет, т.к. это единственный поезд в этом направлении. Возможны только варианты сплава по параллельному маршруту со ст.Суккозеро по р.Суккозерке, оз.Торос, оз.Гимольскому.
    Вариант отъезда от озера Ройк-Наволокского: с юго-восточной и западной стороны к озеру примыкает проселочная дорога, с рыбаками на машине можно добраться до железной дороги.
    Аварийные выходы с маршрута: после порога Сарикоски идет проселочная дорога на ж/д станцию пл.123 км., либо дорога до ст.Гимольская. От озера Ройк-Наволокского идет дорога в направлении Петрозаводска.


3.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПО СУНЕ

 7 августа      ст.Суун – оз.Кавниз-Сельга
                     20 км сплава за 7 часов, шиверы; дождь, ветер

 8 августа      оз.Ковдозеро
                     25 км за 8 часов, шиверы; пасмурно, ветер

 9 августа      оз.Суолампи
                     24 км за 8 часов, пороги; ясно, ветер

 10 августа    дневка
                     радиальный выход; ясно

 11 августа    р.Мотко
                     28 км за 9 часов, мель, завал; ясно, ветер

 12 августа    р.Мотко
                     18 км за 6 часов, мель, завал; пасмурно, ветер

 13 августа    дневка
                     пасмурно, ветер

 14 августа    дневка
                     радиальный выход; ясно

 15 августа    оз.Ройк-Наволокское
                     20 км за 7 часов, шиверы; ясно

 16 августа    п. Сарикоски
                     21 км за 8 часов, пороги; ясно

 17 августа    оз.Гимольское
                     25 км за 8 часов, мель, волны; пасмурно, ветер

 18 августа    дневка
                     радиальный выход; дождь, ветер

 19 августа    Гимолы
                     20 км за 7 часов, волны; пасмурно, ветер



4. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

      Река Суна в переводе означает «трава; травяное болото». Она является одной из крупнейших рек Карелии, занимает шестое место по водности и первое по протяженности и абсолютной разнице высот истока и устья.
      Большинство препятствий реки представляют собой простые перекаты или шиверы длиной от 100 до 1000м, часто образующие крутые горки на выходе. Порогов с акцентированными скальными сливами на Суне мало, хотя отлогие сливы на некоторых препятствиях встречаются. Ширина реки на препятствиях колеблется от 20 до 80м. Следует иметь в виду, что на Суне начинает ощутимо тянуть в порог, как правило, уже метров за 20-50, и чалиться для осмотра надо заблаговременно.
      Озера Суны в целом неглубокие, вода летом прогревается до 18-24 градусов. Берега их невысокие, каменистые, местами болотистые. Часты песчаные пляжи. Рельеф местности представляет собой сочетание моренных и озерно-ледниковых грядово-холмистых равнин, поросших среднетаежными сосновыми лесами, местами с еловыми зеленомошниками и участками березовых и осино-березовых лесов. Местами к воде выходят массивы высоких сельговых гряд и холмов с относительной высотой до 70-80 метров. В верховьях и на нижнем участке встречаются сфагновые и низинные мохово-травянистые болота.
      На станцию Суун поезд прибывает в 8.30. Можно договориться с машинистом, чтобы высадили уже после станции Суун у моста через реку Суна. Здесь находится небольшой поселок Тумба. Есть почта, магазин. У моста на небольшой поляне удобно собрать плавсредства.
      Буквально через полкилометра от моста начинается шивера, протяженностью с километр-полтора. По всей ширине реки мелко, много камней. Иногда приходится проводить катамаран и байдарки.
      Ширина реки в этих местах метров 30-50. Перед озером, река начинает расширяться. Эти заливы идут уже через 5км, от начала маршрута. Места рыбные. После впадения слева реки Куллая, через некоторое время выход в озеро Кавниз-Сельга. На левом берегу есть хорошая изба. С берега её не видно, нужно подняться на бугор по тропе метров 40. Рядом с избой большая поляна, много черники.
      Через 40 минут хода выход в Ковдозеро. Ориентироваться на озере удобнее всего по островам. Идти по озеру около двух часов. На выходе из озера есть хорошие стоянки. Если пройти по реке еще метров 200, будет стоянка на левом берегу, в районе небольшого залива справа. Она оборудована – стол, лавочки, баня. Ровные места под несколько палаток. В этом месте хорошая рыбалка: окуни, плотва, язь. Под порогами ловится щука.
      До порогов от этого места примерно километр. Ещё оборудованные стоянки есть перед порогом. Просмотреть пороги можно с левого берега, есть, где зачалиться, и вдоль всего берега идет хорошая тропа. Интересных мест для фотосъемки много. Общая протяженность порогов около 2км. Они идут один за другим с небольшими перегонами, практически незаметными из-за камней в лоции. Только после первого порога есть спокойный участок реки с хорошей стоянкой на левом берегу. По краю берега также идет тропа, с которой просматриваются следующие пороги.
      Большей частью проходы на сливах воды очень узкие. Байдарка проходит, но садится на камни, поэтому надо разгружать. Катамараны проходят легче, но не вписываются по ширине в проходы между камнями, местами приходится проводить. Река в этом месте узкая, поток воды достаточно сильный, большой перепад уровней воды. В низкую воду пороги будут непроходимыми. На выходе из порога много поваленных деревьев и кольев, незаметных с воды.
      Через час хода после порогов (примерно 4км) можно остановиться в заливе. Места рыбные, ловится щука, окунь, язь. По берегам в более сырое лето будет много морошки. До реки Мотко 8км. Река впадает справа мощным потоком. Вода в реке кажется, ярко рыжей из-за глинисто-песчаного дна. На самом деле она очень чистая. Пройдя вверх по течению, через 20м живописная стоянка на высоком правом берегу реки Мотко. В устье реки ловится щука. Река очень петляет, соответствуя своему названию. Можно сделать радиальный выход, пройдя верх по реке к озеру. Рыбалка на озере: плотва, окунь, щука. Много ягоды (черника, голубика).
      В двух километрах от устья Мотко – именные пороги: пор.Рабраженкоски и пор.Сарикоски. В большую воду пороги легко проходимы, но здесь будет гораздо интереснее, если воды будет меньше. В 500м после порогов разрушенный мост, хотя на карте он обозначен как действующий, т.к. к реке подходит дорога. От моста до озера Ройк-Наволокского 10км. На выходе из реки большая песчаная мель. Хорошо видно место, где справа к озеру подходит дорога. На правом берегу видна гора Лубириваара, она может служить ориентиром для поиска стоянки. Она тоже оборудованная. Скорее всего сюда подъезжают рыбаки, т.к. недалеко вдоль берега проходит дорога.
      До устья реки Чебы по озеру 8км. В безветренную погоду это расстояние легко преодолимо, но когда на озере ветер и волна – гораздо сложнее. Ориентиром могут служить острова по курсу. На каменистом берегу за небольшим островом – хорошее место, чтобы разбить бивуак. Много черники, брусники, голубики. С высокого берега необыкновенный вид на озеро. Река Чеба тоже очень живописная. Радиальный выход по реке будет интересен в плане рыбалки, заготовки ягоды и фотосъемки. В километре от устья – пороги. Не смотря на это, верх по течению можно пройти до озера Кайдамярат. На правом берегу Чебы есть разрушенная изба и изба, в которой живут. Люди приезжают сюда на заготовку смолы.
      Из живописного озера Ройк-Наволокского в озеро Гимольское воды Суны и Чебы вливаются через пролив Сарбисалми, достаточно заметный с воды. Идти по озерам в сильный ветер очень тяжело, потому что поднимается высокая волна. Погода будет очень сильно влиять на скорость и возможность преодоления этого участка.
      Длина Гимольского озера 25км, ширина до 5,6км, средняя глубина всего 3,2м. На озере 60 островов общей площадью 9 кв.км. Берега невысокие каменистые, но в северной части озера сильно повышаются, по мере удаления от воды. Самый большой остров Гимольского озера, остров Денга. Миновав его надо взять курс на восток, на виднеющийся вдали пляж. Через 9-10км слева открывается залив, в глубине которого виден пирс и лодочные сараи. В заливе много свай и бревен, причаливая надо быть крайне осторожным.
      От пирса до поселка Гимолы и станции Гимольская 2 км. Вокзала, как такового, здесь нет, только служебные помещения. Разместиться можно на поляне у станции. В поселке есть чистая вода, почта, магазин. Поезда ходят отсюда на Петрозаводск и Санкт-Петербург. Петрозаводский поезд проходит ежедневно один раз в сутки в час ночи.
      При пересадке в Петрозаводске с одного поезда на другой можно погулять по городу. До набережной 15 минут пешком. Здесь открывается необыкновенный вид на Онежское озеро. Набережная оформлена современными скульптурными композициями. У речного вокзала – памятник Петру I. На речном вокзале можно заказать экскурсию на водопад Кивач или на остров Кижи – интереснейшие достопримечательности Карелии.


5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛОЖНЫХ УЧАСТКОВ

      Большинство препятствий реки – перекаты и шиверы, часто образующие крутые горки на выходе.
      Через 2км после оз.Ковдозеро начинаются пороги. Просмотреть первый порог можно с левого берега. Здесь есть, где зачалиться, и вдоль всего берега идет хорошая тропа. Интересных мест для фотосъемки много. Общая протяженность порогов около 2км. Они идут один за другим с небольшими перегонами, практически незаметными из-за камней в лоции.
      Первый порог начинается узким каменистым сливом у правого берега. Река здесь сильно петляет, русло узкое. Из-за множества огромных валунов проход на катамаране усложняется тем, что он не проходит в сливы, приходится все время выскакивать на камни, и толкать или проводить его. Перепад высот в районе порогов достаточно большой, течение сильное. В русле много обливников. Байдарки и катамараны приходится разгружать.
      После первого порога есть спокойный участок реки с хорошей стоянкой на левом берегу. По краю берега также идет тропа, с которой просматриваются следующие пороги.
      В низкую воду пороги будут непроходимыми. На выходе из последнего порога много поваленных деревьев и кольев, незаметных с воды. Это потенциально опасный участок, т.к. здесь по невнимательности можно пропороть байдарку. В этом месте река делает крутой поворот направо, на протяжении 500м ещё встречаются отдельные валуны, как видные, так и не видные с воды.
      В 2км ниже устья реки Мотко – именные пороги: порог Рабраженкоски и порог Сарикоски. В большую воду пороги легко проходимы. Река здесь широкая. Просмотра порогов не требуется. Основная струя идет по центру между группой камней. Перепад уровня воды небольшой. Пороги идут один за другим через 200-300м. В русле между порогами отдельные, заметные с воды камни. Прохождение порогов будет гораздо интереснее при малой воде.


6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

      Петрозаводск основан в 1703 году. Тогда по указу Петра I на берегу Онежского озера был заложен чугуноплавильный завод. Сегодня в городе около 300 тыс. жителей. Петрозаводск является столицей республики Карелия. Онежское озеро славится чистой водой и причудливой изрезанностью берегов. Одним из красивейших храмов города, его новым архитектурным символом стал Кафедральный собор Александра Невского. Интересно посетить государственный краеведческий музей Республики Карелия и художественный музей, расположенные в центре города.
      Знаменитые кижские ярмарки и еще более знаменитые кижские храмы с незапамятных времен привлекали на этот небольшой остров сотни людей. Сейчас там располагается историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник под открытым небом «Кижи». Его главная достопримечательность – Кижский архитектурный ансамбль, являющийся шедевром русского деревянного зодчества. Он включает величественную двадцатидвухглавую Преображенскую и десятиглавую Покровскую церкви, стройную шатровую колокольню, купеческие дома, мельницу, колокольню.
      Государственный герб Карелии некогда украшал стилизованный рисунок водопада Кивач на реке Суне. Более чем с десятиметровой высоты падает зажатый между скал стремительный водный поток. Территория вокруг Кивача входит в состав одноименного заповедника. Здесь имеется музей природы, а в дендрарии туристы могут увидеть практически все породы деревьев, растущих в Карелии, в том числе и знаменитую карельскую березу.


7. ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ

      В целом поход по этому маршруту оправдал наши ожидания. Преодоление препятствий на реке стало для новичков группы хорошей тренировкой для более сложных походов в умении ориентироваться в ситуации, в принятии решения, в усвоении технических моментов прохождения препятствий, что, собственно, и ставилось целью похода.
      Природа по своей красоте необыкновенная, получился отличный видеофильм по походу. На озерах хорошая рыбалка, ягодные места с черникой, брусникой и голубикой. Туристических групп на маршруте не много, хорошие оборудованные стоянки.
      Данный маршрут соответствует первой категории сложности. Поход по реке Суне можно посоветовать как для новичков, так и для бывалых (красоты, рыбалка, ягоды) туристов.


8. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

     Для ознакомления с фотоматериалами похода щелкните по ссылке ниже:

*  *   *   ФОТОГРАФИИ   *   *  *




Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz