СУНА

(нижняя часть)

      Вышло так, что летом 2003 года две группы туристов водников из Тулы совершили свои походы по реке Суна. При этом одна группа ( турклуб "Пилигрим" ) прошла верхнюю Суну (до станции Гимольская), а другая группа ( Тульский областной клуб туристов) осуществила сплав нижней Суны. Именно их отчеты (основное) представлены на сайте, хотя есть и другие, т.к. путешествия по этой реке являются традиционными для туляков и пользуются большой популярностью.
    Отчеты по некоторым параметрам хорошо дополняют друг друга.
    От себя могу добавить, что Суна запомнилась мне в первую очередь своими великолепными стоянками (часто с песчаными пляжами) и отличной рыбалкой, особенно в верхней части реки. Суна предпочтительна для байдарочного сплава.


Руководитель данного похода – Дулалаева Надежда Анатольевна


1. ПАСПОРТ МАРШРУТА


2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

     Река Суна протекает на западе Центральной Карелии. Начинается с озера Кивиярви (в 10км к северо-западу от ст.Пенинга ж.д. на Костомукшу) и впадает в Кондопожскую губу Онежского озера в 10-15км от г.Кондопога. Общая длина реки от истока до устья 272км. Участок реки от истока до пересечения с ж.д. на Лендеры (ст.Суун) маловоден и не имеет удобного подъезда. В нижнем своем течении (район пос. Гирвас) река перекрыта плотиной и до оз.Сундозеро ее русло безводно. Участок же реки ниже Сундозера принадлежит заповеднику «Кивач» и тоже не может использоваться для походов.
     Сама река очень живописна и интересна в учебно-тренировочном плане, особенно для новичков. Спокойные озерные участки переходят в шиверистые быстротоки, достаточно легкие в плане прохождения, но есть и пороги, где требуется хорошая подготовка. На островах и по берегам озер много охотничьих и рыбацких домиков, отличные стояночные места на сосновых взгорьях и красивые скальники.
     По окончании маршрута можно прогуляться на впечатляющий Поор-порог (старое русло Суны) от 2-го километрового столбика дороги на Гирвас.
     В тридцати километрах от Гирваса на реке Суна находится один из самых крупных водопадов Европы – водопад Кивач. Из Петрозаводска можно совершить экскурсию на остров Кижи – памятник древнего зодчества.


3. ЗАБРОСКА И ВЫБРОСКА С МАРШРУТА

     Существует несколько вариантов начала маршрута.
     Первый вариант – со ст.Суун. К началу маршрута (пос.Тумба на р.Суна) можно добраться на 249 поезде. Поезд отправляется с Финляндского вокзала в 16:00 (в 2001 году) и прибывает (2-3 вагона) на ст.Суун около 8 часов утра. От станции нужно пройти по ходу поезда около 1км. Этот вариант заброски для самого протяженного маршрута, лучше планировать его проведение по большой воде.
     Второй вариант – со ст.Брусничной (оз.Суккозеро). Здесь от железной дороги до воды всего несколько десятков метров. Наиболее интересный вариант маршрута, длиной 180км, но с необходимостью прохождения крупных озер Суккозеро и Гимольское.
     Третий вариант (выбранный нами) – начинается со ст.Гимольской (южная оконечность Гимольского озера). До воды около 1,5км. Маршрут сокращен до 160км за счет исключения перехода по вышеуказанным озерам.
     Четвертый вариант – около 100км, почти полностью исключает озерную часть в верховьях маршрута. Начинается от ст.Поросозеро (оз.Поросозеро), до воды 4км.
     До Петрозаводска из Москвы с Ленинградского вокзала можно добраться несколькими поездами (стоимость проезда – от 350 руб.). Далее необходимо сделать пересадку на поезд Петрозаводск – Костомукша (в 2002г. отправление в 19.20), а там до выбранного вами варианта (от 150 руб.).
     Окончить маршрут лучше всего в Гирвасе, из поселка ходят рейсовые автобусы в Кондопогу (через день, вечером) и Петрозаводск (три раза в день). Автобусная остановка находится в центре поселка, 1.5км по трассе от плотины, рядом с магазином (там можно узнать точное расписание). Поезда от Петрозаводска до Москвы ходят довольно часто.
     Если есть желание посмотреть на водопад Кивач, лучше всего договориться с частником по приезду в Гирвас (по трассе от плотины вверх, с левой стороны от дороги, в одном из первых домиков). Следует только учесть, что максимальная вместимость в машину («Нива») – 5 чел. + шофер. При большом количестве участников, как выход – ездить небольшими группами, пока остальные занимаются антистапелем (так делали мы). Все удовольствие, включая проход на территорию заповедника, обошлось в 70 - 100 руб/чел.
     Из Петрозаводска можно съездить на о-в Кижи. Рейсовая «Комета» отправляется на остров в 12.15 и обратно в 16.30. Стоимость экскурсии в целом составит около 250 руб.


4. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РЕКИ СУНА

     Итак, маршрут похода можно начать со ст.Суун. (пос.Тумба на р.Суна). От станции нужно пройти по ходу поезда около 1км. Сразу за мостом через реку (слева от ж.д.) довольно большая поляна на опушке леса, вполне пригодная для сборки судов. Основной недостаток этого места – близость пос.Тумба с его скучающей молодежью.
     Река в этом месте довольно мелка для сильно загруженных катамаранов. К тому же уже на первом километре имеется несколько перекатов. Берега реки в основном низкие. Первая возможная стоянка – вскоре после впадения слева р.Куллоя в сосняке на ПБ. Теоретически можно стать и на противоположном берегу у рыбачьей избушки, но тесновато и грязновато.
     Далее река впадает в Ковдоозеро. Стоянок здесь мало, одна из возможных – на ЛБ при впадении Суны в озеро. Место представляет собой большой каменистый бугор на опушке соснового леса.
     Чтобы попасть к выходу реки из Ковдозера нужно пересекать его в юго-западном направлении (около 4км). Метрах в двухстах от озера на ЛБ реки довольно привлекательное сосновое взгорье (приличная стоянка), а ниже начинается порожистый участок, состоящий из четырех частей. Общая протяженность этого участка около одного километра. Метров через 500 встречается небольшая шивера и еще через 300-500м порог. Порог слышен издалека и начало его хорошо читается (просмотр по ЛБ). Препятствие не очень длинное, но на входе левая часть реки сильно «замусорена» камнями, а в правой части есть узкий слив между большим валуном и острой обливной плитой, стоящей на ребре. Проход проблематичен. После этого порога шиверистый участок продолжается еще пару километров до заболоченной долинки, подходящей к реке слева.
     Дальше река течет на запад, вода гладкая, берега низкие, явных мест для стоянок нет. После поворота реки на юго-восток попадаются высокие берега, но хорошей стоянки нет и на этом участке. Первая стоянка возможна через несколько километров после старого моста (с севера к нему подходит дорога в рабочем состоянии, но на южном берегу продолжения нет) в редколесье на высоком ПБ. С реки видно, что вблизи от русла начинается полуоткрытое место с обилием сушняка. Следующее место стоянки обнаруживается ниже, на мыске ПБ. Далее, берега сильно понижаются, и река впадает в озеро Райк-Наволок. Выход в озеро очень красивый. Прямо на востоке, у противоположного берега виднеется мысок рядом с островком. Южнее острова (метрах в 100-200) прекрасная поляна в сосновом редколесье. Рядом песчаная бухта и обилие дров – идеальное место для бани.
     После оз.Райк-Наволок река впадает в оз.Гимольское. В проливе на левом берегу рыбачья избушка. Вдоль юго-западного берега Гимольского озера довольно часто попадаются песчаные пляжики, но хороших мест для стоянок нет. Левый берег прикрыт цепью островов, там находится ст.Гимольская. От нее тоже возможно начать сплав по Суне. Самого поселка со станции не видно – он в километре справа от железной дороги. Озеро на таком же примерно расстоянии, но с другой стороны от ж.д. станции. К озеру ведет хорошая грунтовка, по пути раздваивается. Левая развилка выводит к заливу оз.Гимольского. На берегу озера, стоят лодочные сараи и разные деревянные сооружения. Выход в воду несколько замусорен, но более-менее пригоден. Для стапеля есть удобное место на берегу, справа в 200-300м от лодочных сараев (к нему лучше выйти по правой развилке дороги). Исток Суны расположен в южной оконечности озера. Хорошими ориентирами служат два больших камня по ПБ, так называемые «Два Ивана». Берега Гимольского в этом районе низкие, сырые, мест для стоянок здесь нет. Протока Суны до следующего озера – Кудамгубского короткая, всего 3км. Течение еле заметное, берега болотистые. Оз.Кудамгубское длиной 9км, вытянуто, как и большинство озер Карелии, с СЗ на ЮВ, берега его так же низкие и частично поросшие тростником. Протока впадает посредине восточного берега. Стоянка возможна на оконечности мыса по ПБ озера. Ориентиры: небольшая возвышенность и островок в 200м от мыса. Больше на озере встать негде (до приличного места для стоянки придется пройти еще 16км). Из южной оконечности озера вытекает следующая протока Суны, на этот раз более длинная – 8км, ведущая в оз.Чудозеро.
     Этот участок реки проходится очень быстро, так как течение здесь хорошее. По Чудозеру нужно плыть почти на юг около 3км открытой воды. При этом нужно иметь в виду, что здесь довольно часто бывают сильные ветры и разыгрывается значительное волнение. На оконечности длинного узкого мыса восточного берега Чудозера расположена уютная бухта с песчаным пляжем – отличное место для дневки. Место это симпатично еще и тем, что у западной оконечности мыса имеется романтичный скальный островок, а южная часть мыса хороша для игр с ориентированием. Само озеро гораздо более живописно, чем весь предыдущий участок маршрута. Есть неплохие стоянки с песчаными пляжами, берега каменистые, кое-где высокие.
     Чудозеро, постепенно сужаясь, переходит в Поросозеро, берега которого по большей части скальные, также возможны стоянки. Посредине озера, в основном на ЛБ, сразу за авто и ж.д. мостами расположен одноименный поселок, но станция находится в 4км южнее от него. Поселок крупный, есть несколько магазинов, где можно пополнить запас продуктов. Если в этом месте маршрут кончается, то можно разобрать суда на большой поляне-стадионе сразу после ж.д. моста. Но если необходима ночевка, то лучше проплыть за остров у ПБ и здесь стать в небольшом сосняке. Примерно через 3-4км Поросозерский разлив кончается. Река остается довольно широкой, но появляется течение. Порожистый участок начинается после небольшого ручья, впадающего в Суну справа. Река в этом месте резко меняет направление с южного на восточное. Сразу за ручьем начинается мысок с поляной (сюда по ПБ выходит лесная дорога от 65 километра шоссе Поросозеро-Костомукша). Поляна не очень большая, но стоять вполне можно, если на ней нет покоса.
     Первый порог Пристанский начинается сразу за мысом и состоит из двух ступеней. Между ступенями река поворачивает влево. Технически он несложен, главное держаться в основной струе потока и на второй ступени не прижиматься близко к ПБ. Порог осматривается по ПБ, здесь в начале его сенокосная поляна, и далее вдоль реки проходит дорога.
     Примерно через километр второй порог – Валазменский, более мощный, необходим просмотр. Здесь метров 200 река прорывается между двумя высокими обрывистыми берегами, проход чистый, но валы жесткие, достигают 1м. При прохождении порога лучше держаться левее центра, так как в конце Валазменского у ПБ лежит подводная плита, слив с которой совершенно не заметен с наплыва. Осмотр по ПБ. Здесь же справа от порога находятся развалины каких-то древних строений, оставшиеся еще с петровских времен. В конце Валазменского порога на высоком ПБ ровная площадка для стоянки, впрочем, встать можно и на ЛБ перед порогом.
     Через 50м после порога короткий перекат, а еще через 200-300м широкий разлив, перегороженный цепью островов с небольшими протоками между ними. Затем еще пара мелких шиверок (последняя в районе пересечения с высоковольтной линией) и затем Мельничий порог при входе в Пяльвозеро. В пороге довольно мощные валы, резкий правый поворот струи в средней части и довольно каменистый выход. Осмотр по ЛБ, здесь хорошо натоптанная тропа идет вдоль всего порога и выходит на приличную стоянку в его окончании.
     Пристанский, Валазменский и Мельничный самые мощные пороги на маршруте.
     Вскоре после Мельничного начинается длинное узкое Пяльвозеро (около 8км). По его ЛБ тянется сенокос, здесь же вдоль озера проходит дорога к пос.Поросозеро. Первое удобное для стоянки место расположено на восточном берегу напротив острого мыса ПБ (километра 3-4 после впадения в озеро). Здесь большой песчаный пляж и сосновое редколесье. Вдоль берега идет лесная дорожка на ферму. Есть места для стоянки по обоим берегам озера в полутора километрах ниже, в частности – достаточно широкий мыс по ПБ, имеющий ориентир – развалины рыбачьей избушки. Полянки нет, но имеется приятный редкий сосновый лес, переходящий смешанный с большим количеством грибов.
     Через километр после выхода из Пяльвозера река резко меняет направление с южного на юго-восточное. В этом месте она утыкается в небольшой островок с избушкой. В левой короткой протоке небольшой перекат, а правая ведет в большой залив, юго-западный берег которого можно подозревать в наличии стояночного места. Далее на 30-ти километровом участке реки от Пяльвозера до Линдозера кое-где встречаются разветвления на протоки и старицы, пороги и шиверы на этом участке не очень мощные, хотя некоторые из них именные. Река становится широкой, берега низкие, течение слабое. Километра через 1,5-2 на ЛБ обширное болото с морошкой, черникой и клюквой. Затем начинается участок с обилием островков и мелких шиверок. Хорошие шиверки в районе левого притока, где на карте отмечен мостик и дорога вдоль Суны.
     Через полтора километра после большого острова на ПБ недалеко от реки просматривается небольшое озерко, а впереди видна высокая сосновая гряда, подходящая к реке с ПБ (река делает здесь резкий локальный поворот на запад). В этом сосняке можно организовать довольно комфортную стоянку. Нужно только иметь в виду, что на другой стороне мыска стоит рыбачья избушка.
     После мыса около 4-5км спокойной воды, а затем после лесистого островка (на ЛБ какое-то бочкообразное металлическое сооружение) начинается порожистый участок. При большой воде открытых камней почти нет и сплав не сложен, при малой же воде – довольно много маневра. Первый порог – Маркоткоски. Порожки и шиверы идут непрерывно до моста. Перед мостом три порога с промежутком примерно меньше 1км. Первый и последний именные – пороги Коссаниски и Корбикошки.
     Более-менее сносное место для стоянки есть в 1км за мостом на ЛБ перед поворотом реки. Это небольшая и не очень удобная комариная поляна, со всех сторон поросшая молодым густым лесом (с множеством грибов), где можно поставить две-три палатки. Вскоре за мостом примерно пятикилометровый прямой участок реки (избушка на ПБ, несколько шиверок, хороших мест для стоянок нет), а затем идет плавный поворот на восток и на ЛБ – скалистый бугор. На нем высокий сосновый лес – в этом месте многие группы (по крайней мере, небольшие) устраивают баню. Затем идет порог Лесбикоски, после которого река разливается 4-5км болотистым плесом с множеством островов и проток. Чтобы здесь не запутаться, надо просто держаться ЛБ.
     На входе в Линдозеро имеется несколько хороших мест для стоянки большой группы. Самое хорошее из них на мысу ЛБ между озерами Дяньгаслампи и Линдозеро. Здесь имеется большая поляна, на которой не только размещается 10-15 палаток, но еще остается место для волейбольной площадки. В 200-300м от этой поляны уже в Линдозере имеется вытянутая прибрежная поляна с песчаным пляжиком. А наименее удобна (но все-таки вполне приемлема) стоянка на склоне в сосновом редколесье в бухточке озера Дяньгаслампи (тоже метрах в 200-300 от первой поляны, но в другую сторону). Это место хорошо использовать для дневки (лес вполне позволяет провести здесь и ориентирование), особенно, если пора грибная. Кстати, сюда выходит лесная дорожка, идущая в д.Линдозеро. Озеро Линдозеро разделено на две неравные части длинным мысом, идущим от южного его берега. Большая его (западная) часть имеет очень изрезанную береговую линию и несколько островов, мест для стоянки обнаружено не было за исключением, пожалуй, западной оконечности самого вышеупомянутого разделительного мыса (это почти напротив д.Линдозеро). Стоять здесь можно (особенно, если есть нужда в посещении деревни – изредка бывает автолавка), но места не особенно много и подход к воде мелкий.
     Выход реки из озера очевиден. Здесь расположен невысокий мост, который проходить нужно аккуратно, так как, кроме того, что он невысок, перед ним набиты подводные сваи и некоторые из них с гвоздями. Отсюда начинается, может быть, самая живописная часть реки и поэтому нужно очень внимательно отнестись к тактике его прохождения, так как конкуренция за места стоянок (они попадаются не часто) может быть значительной.
     Первый порожек находится в километре от пересечения реки с высоковольтной линией. За ним, в 200-300м перед порогом Шильмятойкоски, на ПБ плавного поворота речной долины попадается первое на этом участке место для стоянки (сосновое редколесье). Отсюда начинается примерно километровый участок довольно бурных шивер (три). На четырехкилометровом участке до пор.Сухой – хорошее течение и два характерных резких поворота на 90°. Порог Сухой расположен в широком разливе реки и представляет собой длинную шиверу с обилием подводных и надводных камней (естественно, небольшая глубина). После порога река выходит к сосновому бору на ЛБ с песчаным обрывом. Обычно это место используется для стоянки с баней. Возможна стоянка и на повороте ПБ, но место достаточно загажено. Дальше идет трехкилометровый участок без особых препятствий. На нем справа впадают реки Чеминоя и Черанга. Берега в среднем не высокие, мест для стоянки нет.
     Устье р.Черанга с воды не очень заметно, так как, во-первых, находится в заливчике, а во-вторых, оказывается при сплаве за спиной, но «прочитывается» довольно легко кроме всего еще и по значительному островку у ПБ сразу после впадения притока. Эту точку можно рассматривать как предупреждение о приближении порога Длинный. Этот порог имеет протяженность более километра и представляет собой цепь шивер с обилием камней. Последний водосброс этого участка после крутого левого поворота упирается в очень красивый сосновый бугор – прекрасное место для стоянки. Здесь достаточно места для палаток, хороший подход к воде, в бухточке удобное место для бани (дрова и камни есть), есть места для рыбалки, в 200-300м от реки «морошковое» болотце, вдоль берега хороший (грибной) лес. Порог Ледяной представляет собой водосброс с мощными валами. Сразу за порогом на ЛБ красивая стоянка в сосновом лесу, на скальном возвышении. Напротив, на высоком ПБ есть место для небольшого лагеря, к которому с берега подходит тропинка, почти незаметная с воды. Протяженность скального участка невелика – русло реки сильно расширяется и начинается зона подтопления, образовавшаяся из-за Гирвасской плотины. Течения нет. Живописные изрезанные берега. В точке слияния с рекой Семча русло Суны делает крутой поворот почти на 180 градусов, поэтому русло Семчи иногда принимают за продолжение Суны (отсутствие течения этому способствует).
     Очень своеобразна ситуация в районе озер Лавалампи. Викшозеро, Сухое. Места здесь очень живописны, возможностей для организации стоянок довольно много. Первое расположено в районе левобережного небольшого заливчика примерно в километре перед озерами. Поляны здесь нет, но очень уютное светлое и ровное сосновое редколесье. Есть небольшая поляна на бугре с песчаным пляжем и в соседнем заливчике (чуть ближе к озерам). Если, войдя в озеро, повернуть налево вдоль берега, то попадаются три хороших места для стоянки. Наиболее привлекательно последнее – это большая ровная площадка в сосновом лесу на мысе, за которым обширная бухта (чуть ниже расположен большой остров). Эта стоянка ближе всех расположена к выходу Суны из Викшозера. Исток Суны из Викшозера находится в заливчике восточного берега и направление реки в этом месте перпендикулярно береговой линии озера. Поэтому сразу после островов нужно идти ближе к восточному берегу и внимательно следить за береговой линией.
     Заканчивать маршрут удобно у плотины в Гирвасе. Хорошее место для антистапеля чуть ниже поворота в Пионерный канал, на ПБ рядом с лодочной станцией. Отсюда выходит тропинка на дорогу до Гирваса, 1.5км по трассе.


5. График движения по реке Суна

27 июля     ст.Гимолы – оз. Кудамгубское  12км, 4 часа пути.
                  Мели, острова. Ясно.

28 июля     оз .Кудамгубское – оз.Чудозеро  19км, 4 часа в пути.
                  Без особых препятствий, мели, о-ва, валы до 0.5 м. Переменная облачность.

29 июля     Дневка
                  Ясно.

30 июля     оз.Чудозеро – пор.Пристанский  19км, время – 4.10
                  Мели, о-ва, мост. Переменная облачность.

31 июля     пор.Пристанский – пор.Мельничий  6км, время в пути – 5 часов.
                  Пороги III к.с, валы до 1 м. Переменная облачность, ночью дождь.

1 августа   пор.Мельничий – пор.Лебикоски  36км, 8 часов сплава.
                 Пороги II к.с., перекаты, шивера, мост. Переменная облачность.

2 августа   Полудневка.  Ремонт судов.
                 пор.Лебикоски – оз.Линдозеро  8км, 3 часа в пути.
                 Порог II к.с., перекаты, о-ва. Переменная облачность

3 августа   оз.Линдозеро – пор.Сухой  20км сплава за 5 часов.
                 Пороги, шивера, перекаты. Ясно.

4 августа   пор.Сухой – пор.Ледяной  13км за 4 часа.
                 Пороги, перекаты. Переменная облачность.

5 августа   Дневка
                 Переменная облачность.

6 августа   пор.Ледяной – оз.Викшозеро  21км сплава за 5 часов.
                 Без особых препятствий. Пасмурно, дождь, ветер.

7 августа   оз.Викшозеро – пос.Гирвас – Петрозаводск  6км сплава и 140км автобусом.
                 Сплав без особых препятствий. Переменная облачность.


6. ЛОЦИЯ СУНЫ (нижней части)

     Оз.Гимольcкое – оз.Кудамгубское – оз.Чудозеро
     На воде никаких препятствий. Сложности могут возникнуть только в ветреную погоду из-за большой воды. Идти ЛБ оз.Гимольского. Исток Суны – в дальнем правом углу последнего плеса (ориентир – два больших валуна). О-в на входе в оз.Кудамгубское, обход справа. Берега озера заболочены, Возможная стоянка (ВС) – в истоке реки слева, также на мысу ПБ, за 4км до выхода из озера. Выход в конце ЮВ губы озера. Оз.Чудозеро, ВС – основание большого мыса слева по ходу. Обход мыса справа. Движение на ЮВ.
     Оз.Поросозеро – оз.Пяльвозеро
     Движение вдоль ЛБ по длинному плесу. За 3-4км до Поросозерского ж.д. моста – автомоб. дерев. мосты на ПБ плеса. После ж.д. моста 6-7км плесовый участок. Ширина реки 100-150м. Есть удобные стоянки по обоим берегам.
     Порог №1 - Пристанский
     Перед порогом река резко сужается с 200 до 40м. Длина порога около 250м, две ступени. Осмотр по ПБ. Выраженная основная струя. Буруны до 0,5м. Течение около 0,7 м/с. Сразу за порогом мелкий перекат около 200м. По большой воде проход безопасен, по малой воде есть опасность для судов со значительной осадкой. На дне множество острых камней, топляк.
     Порог №2 - Валазменский
     Примерно через километр – порог, более мощный. Здесь метров 200 река прорывается между двумя высокими обрывистыми берегами, проход чистый, но валы жесткие, достигают 1м. Осмотр по ПБ. В конце порога у ПБ лежит большая подводная плита, поэтому при прохождении лучше держаться левее центра. Возможны стоянки на ЛБ и ПБ как выше, так и ниже порога.
     Далее река разливается широким плесом с островами. Шиверы между ними не требуют предварительного просмотра. Проход справа от о-ва.
     Порог №3 - Мельничий
     Перед порогом пристать к ЛБ, сделать просмотр. Протяженность около 300м, перед порогом и после него около 150м перекаты. По руслу множество подводных и обливных камней, на ЛБ завалы, топляк; сразу за большим обливным камнем в центре основной струи – торчащие из воды бревна и доски, что делает проход там невозможным. Оптимальный вариант прохода под ПБ, с выходом на основную струю после обливняка и завала. ВС – на ЛБ ниже порога.
     Сразу за порогом вход в узкое, изобилующее островами, Пяльвозеро. Плыть по озеру, ориентируясь на левый берег. Узкая (100-150м) протока делит озеро на две части. Проплывать по центру. На островах расположены рыбацкие домики с печками. В будни возможна остановка для просушки. Вход в Суну – мели, заросшие камышом и осокой.
     Оз.Пялвозеро - оз.Линдозеро
     На выходе из Пяльвозера река как бы раздваивается на два рукава. Ориентир – охотничья избушка, у нее поворот налево.
     Порог №4 - Маркоткоски
     Через 4-5км остров с избушкой знаменует начало порожистого участка. Можно также сориентироваться по металлическому бочкообразному сооружению на ЛБ. Правый проход вокруг о-ва чистый, в левом – первая ступень (из пяти) порога Маркоткоски. По левой протоке, ниже, еще о-в, обход справа (слева завал). При обходе о-ва справа – первая и вторая ступени порога Маркоткоски. Между ступенями большие уловы, глубина до 2м. Далее, одна за другой, с интервалами метров по 50 идут 3-я, 4-я и 5-я ступени. Между 3-ей и 4-ой ступенями есть хорошая ВС на ЛБ.
     Ниже пор.Маркоткоски через 700-800м – мелкая каменистая шивера. Далее, еще через 1,5-2км два небольших слива, проходятся по основной струе.
     Порог №5
     Большой остров (четко обозначен на карте), вокруг него – порог, идти правой протокой. Далее до моста проселочной дороги почти 10км спокойный участок реки со слабым течением и низкими, непригодными для стоянок берегами.
     Порог №6 - Коссаниски
     Небольшой слив, шивера с обливняками и подводными камнями.
     Порог №7 – Корбикошки
     Вход в порог скрыт островом посередине реки. Для входа в главную струю обходить остров левой протокой. Характерная особенность порога – нечетко выраженная основная струя, что затрудняет его проход. Течение 1,5-1,7 м/с.
     Далее мост проселочной дороги.
     Порог №8
     Под мостом порог. К мосту подходить осторожно, большое количество старых свай с торчащими вверх металлическими штырями. Проход в левой части моста очевиден. В проходе лучше прижиматься к правому быку. За мостом – порог с бочкой и большим камнем в сливе. После порога – череда шивер. ВС – на высоком ЛБ в 500 м до пор.Лебикоски.
     Порог №9 - Лебикоски
     Многоступенчатый порог, рекомендуется проходить в несколько этапов. Течение 1,2-1,3 м/с; множество обливных камней по всему руслу, заболоченные берега; в течение всего порога ни одного улова. Поскольку проход без просмотра сложен, особенно на участке, где на повороте резко сужается русло, лучше начинать просмотр по ПБ сразу после окончания каскада перекатов.
     Далее плес с большим количеством камышовых о-вов, предваряющий вход в оз.Дяньгаслампи, идти по ЛБ. Справа – Линдозеро. ВС на берегу оз.Дяньгаслампи, на ближайшем о-ве в оз.Линдозеро.
     Оз.Линдозеро - оз.Викшозеро
     На выходе из Линдозера (идти ЛБ), за одноименной деревней мост, после которого, по многочисленным описаниям должен быть порог. В наше прохождение порог обнаружен не был, если не считать подобия мелкой шиверы метрах в 300 от моста.
     Порог №10
     Расположен за высоковольтной линией, в километре ниже по течению. Представляет каскад из двух ступеней, протяженностью около 500м, с перекатом на крутом повороте реки между ними. После переката во второй части порога много обливных камней от ПБ до самой середины русла, валы до 0,8м. Осмотр сложен, идти по центру струи, ближе к ЛБ. ВС – на ПБ ниже порога.
     Порог №11 - Шилъмятойкоски
     Шивера 500-600м с правым поворотом в конце, за ним бочка с плитой. В низкую воду на входе слив с гряды. ВС – в 200-300м справа перед порогом.
     Далее – примерно километровый участок довольно бурных шивер.
     Порог №12 - Ковеланлиете-Коски
     Вход в порог – слив в узости, затем крутой левый поворот с грядой слева на выходе. Протяженность 200-300м, осмотр по ЛБ.
     Серия небольших перекатов.
     Порог №13 - Леполису
     Шивера 150м, проходится правым краем струи. Осмотр затруднен.
     Порог №14 - Сухой
     На четырехкилометровом участке до порога – хорошее течение и два характерных резких поворота на 90°. Порог расположен в широком разливе реки и представляет собой длинную шиверу с обилием подводных и надводных камней (небольшая глубина). ВС – на высоком ЛБ с песчаным обрывом после порога, в сосновому бору, или ниже в 100 м по ПБ (менее удобна).
     Ниже по течению – три несложные шиверы. Вторая шивера именная – Каданлоама (на раздвоении реки). Лучше пойти в левую узкую, но глубокую протоку; в правой – камни и мелко.
     Порог №15 – Длинный
     Представляет собой цепь близколежащих шивер с обилием камней, протяженностью более километра. На входе в порог две подводные плиты с бочками за ними. Первая у ЛБ, вторая чуть дальше по центру. За бочками слалом – мощное течение и крутые валы, а потом шиверный участок с камнями и обливняками. Просмотр вдоль ЛБ. Выход из порога – поворот налево, ВС – высокий ЛБ.
     Порог №16 - Корбикошки-2
     Несложный порожек, за ним река расширяется, в русле встречаются о-ва.
     За плесовым участком – каскад из четырех порогов, не представляют большой сложности в прохождении, второй из них именной – порог №17 - Блин.
     Порог №18 - Ледяной
     Последний из четырех выше перечисленных. Протяженность – около 500м, достаточно большие валы (0,5-0,7м), шиверистого типа. На выходе из порога – ВС на скальном ЛБ или ПБ ниже пересохшего заливчика.
     Далее русло реки расширяется, высокие скальные берега, непригодные для стоянок. Через 5-6км после Ледяного в Суну впадает р. Семча (ЛБ), в этом месте река делает правый поворот на 90* .
     По оз.Викшоозеру, двигаясь вдоль ЛБ – три ВС, самая ближайшая к выходу Суны из Викшоозера расположена на мысу с сосновым лесом, за которым обширная бухта (чуть ниже большой о-в). Можно также встать на ночевку на маленьком о-ве, напротив залива восточного берега – истока Суны, здесь направление реки перпендикулярно береговой линии озера.
     В заливе на ЛБ – дер.Койкары, левый поворот мимо о-ва на п.Гирвас. Пионерный канал – левый поворот. Удобное место для антистапеля на ЛБ у лодочных сараев, либо на повороте в Пионерный канал (50-100м ниже) – на его ПБ каменная площадка.


7. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

     Выбранный маршрут не разочаровал никого. Речка вполне пригодна как для проведения учебно-тренировочного похода (очень много порожистых участков, достаточно простых в прохождении, но встречаются и серьезные препятствия, требующие предварительного просмотра и страховки), так и «матрасного» (наличие оборудованных хороших стояночных мест, обилием ягод и грибов). Благоприятный период проведения похода – это июль-август. Маршрут удобен своей заброской и сходами с него. Категория сложности – вторая.
     Правда, из-за того, что маршрут проходит по населенной территории, на некоторых стоянках особенно вблизи поселков необходимо вести дежурство (кое-где, воруют, но у нас обошлось).
     Есть возможность провести экскурсии на водопад Кивач и о-в Кижи, чем мы с удовольствием воспользовались.


8. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

     Для ознакомления с фотоматериалами похода щелкните по ссылке ниже:

*  *   *   ФОТОГРАФИИ   *   *  *




Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz