САКМАРА
(главное из отчета)

    Сплав по реке Сакмара стал победителем среди водных путешествий до 3 к.с., проводимых Тульским областным клубом туристов в 2003г. Главная его заслуга – открытие тульскими туристами нового района для весенних водных походов.

Руководитель похода – Дулалаева Надежда Анатольевна
Инструктор – Иноземцев Валерий Леонидович

1. НИТКА МАРШРУТА

     Река Сакмара протекает в районе Южного Урала по территории Республики Башкортостан и Оренбургской области.
     Маршрут проходит от села Юлдыбаево мимо деревень Малоюлдыбаево, Староякупово, Аралбаево, Верхнегалеево, Янтышево до деревни Большеарсангулово.


2. ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

     Учебно-тренировочный поход для выпускников школы начальной туристской подготовки для закрепления навыков гребли и прохождения водных препятствий 2-3 к.с.
     Маршрут похода является излюбленным не только у туристов Южного Урала (Оренбургская область, Республика Башкортостан), но и у туристов Свердловской области, а также других регионов России, включая столицу.

3. ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА, ОТЪЕЗДА И АВАРИЙНЫХ ВЫХОДОВ.

     Одним из важнейших факторов популярности данного маршрута являются достаточно удобные варианты заброски к его началу и отъезда от его конечной точки.
          ПОДЪЕЗД
     Село Юлдыбаево расположено на автомобильной трассе, проходящей через поселки Зилаир, Сибай, город Магнитогорск. От Оренбурга раз в неделю по субботам ходит рейсовый автобус Оренбург-Магнитогорск через Юлдыбаево. Есть ежедневные рейсовые автобусы от поселка Саракташ (находится на железной дороге между Оренбургом и Кувандыком), от поселка Сибай, от города Магнитогорск. Высадка в Юлдыбаево при переезде моста через Сакмару.
          Как добирались мы:
     поездом «Москва - Магнитогорск» (ежедн., отпр. 19.06, стоимость билета/плац – 658 руб.)
     в Магнитогорске пересадка на поезд «Уфа - Сибай» (ежедн., отпр. 9.40 – прибытие в 12.15, стоимость 65 руб.). Есть возможность уехать до Сибая рейсовым автобусом на 8.00 (дороже).
     из Сибая на автобусе, проходящем через Юлдыбаево (ежедн., несколько раз в день, стоимость билета с багажом 71 руб., время в пути 1,5-2 часа).
          ОТЪЕЗД
     Выброску можно осуществить через г.Кувандык, расположенный на железной дороге. До Оренбурга два раза в день ходит электропоезд (время в пути 4 часа). От Оренбурга ходят
     поезда в направлении Средней Азии, Оренбург-Москва и в других направлениях. Через Кувандык раз в два дня проходят поезда Оренбург-Свердловск и Саратов-Челябинск, а также ежедневный поезд Орск-Москва.
          Как выбрасывались мы:
     Добирались от Большеарсангулово на попутном транспорте до райцентра Акьяра. От Акъяра ходят автобусы на Сибай, Орск (проходящие), Уфу. Ехали до Орска (ежедн., отправление в 9.20, 11.25, 12.40..., стоимость билета без багажа 71 руб., время в пути 2-2,5 часа).
     В Орске необходимо с автостанции доехать до ж.д. вокзала. Есть два: «Никель» и «Орский»; лучше уезжать на Москву с Орского (конечная остановка «5» трамвая). Далее поездом «Орск - Москва» (ежедн., отпр. в 18.45, стоимость билета 550 руб.). При отсутствии билетов, можно добраться до Оренбурга (электричка, автобус) и там сесть на проходящий поезд до Москвы.
          Аварийные выходы с маршрута.
     Выход с маршрута до Янтышево осложнен отсутствием дорог со сколько-то значительным движением. При необходимости схода с маршрута в районе порогов Яман-Таш и Ложный Яман-Таш проще всего вернуться в Юлдыбаево напрямик по полям. Из Янтышево можно добраться до райцентра Акьяра (35 км) на рейсовом автобусе (ежедн., отпр. в 8.25, 12.20, 17.30 по местному времени; стоимость 20-30 руб/чел., время в пути 1-1,5 часа). Есть возможность нанять грузовую машину у частников или школьный автобус до Кувандыка (130 км). От Акъяра ходят автобусы на Сибай, Орск (проходящие), Уфу. После Янтышево до Кувандыка возможен выход с маршрута в деревнях Большеарслангулово, Большеабишево или Чураево.


4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.
     1 – 3 мая    
     Тула – Магнитогорск (поезд – 34 часа) – г.Сибай (электричка – 2,5 часа) – с.Юлдыбаево (автобус – 1,5 часа)

     4 мая      Переменная облачность, ветрено
     с.Юлдыбаево – порог Ложный Яман-Таш, 12км за 1,5 часа сплава
     Прохождение порога Ложный Яман-Таш – 1,5 часа

     5 мая      Переменная облачность
     порог Ложный Яман-Таш – порог Яман-Таш, 7км за 1,5 часа
     Прохождение порога – 3 часа

     6 мая      Пасмурно, ветрено, временами дождь
     пор.Яман-Таш – пор.Баракал, 40км за 7 часов 15 мин.

     7 мая      Дождь, переменная облачность, под вечер солнечно и ветрено
     пор.Баракал – д.Янтышево, 45км за 6 часов

     8 мая      Переменная облачность, ветер, временами дождь
     д.Янтышево – д.Большеарсангулово, 53км за 7 часов сплава

     9 – 11 мая
     д.Большеарсангулово – Акъяр (попутка – 50км) – Орск (автобус – 100км) – Тула (поезд)

     Итого: активный сплав 160км за 27 час 45мин.


5. ЛОЦИЯ МАРШРУТА.

          с. Юлдыбаево – пор.Ложный Яманташ
     До первого серьезного препятствия – порога Ложный Яман-Таш встречаются несколько прижимов к скалам. Ориентир порога Ложный Яман-Таш – большие валуны и скала на ПБ.
     Зачаливались у ПБ в самом начале шиверы, предшествующей порогу Ложный Яман-Таш, провели разведку. Слив проходили по центру между камнями (рыбацкие колья), далее через 10-15м уход под ЛБ. Проход нескольких шивер в центре русла. Слив у большого плоского камня на ПБ проходили по центру ближе к валуну, на резком ПП проход у ЛБ, прижим. Разведка первой и второй части. Страховка на ПБ за валуном перед шиверой. Прохождение производили по одному судну со страховкой с берега и фотосъемкой. Остановились на ночевку на оборудованной стоянке на ЛБ ниже пор.Ложный Яманташ. В 100м от нее вниз по течению находится родничок.
          пор.Ложный Яманташ – пор.Яманташ
     За последней шиверой с прижимом Ложного Яман-Таша Сакмара течет несколькими плесами, разделенными поворотами с прижимами. В месте брода и после прижимов имеются несложные шиверы. Эти препятствия были пройдены сходу без разведки и страховки.
     У правого поворота реки на ЛБ имеются остовы разрушенных строений. Они хорошо видны с воды. Это ориентир приближения к порогу Яман-Таш. За этим правым поворотом, после приблизительно 500м быстрой, но гладкой воды, в левом повороте реки начинается порог. Было произведено зачаливание на ЛБ перед поворотом, у скалы, входящей в воду, и разведка трех ступеней порога. Прохождение ступеней производили на груженых судах, поочередно каждую ступень, со страховкой с берега. Первую ступень порога проходили под ЛБ, вторую – катамараны у ЛБ между валунами, ближе к центральному камню; байдарка – у ПБ, вплотную к валуну ПБ (при малой воде). Главный слив третьей ступени более безопасно проходится у ЛБ с траверсом к ПБ, далее шивера по центру русла. Проход потребовал большой маневренности судов между надводными и подводными камнями, в изобилии присутствующими в русле. Страховка 1-3 ступеней осуществлялась с ЛБ.
     Суда зачалили на стоянку на ЛБ после шиверы третьей ступени в тихой заводи у скалы.
          пор.Яманташ – пор.Баракал
     Перед 4-ой ступенью Яманташа совершили траверс затона и причалили на ПБ, произвели ее разведку. Низкий уровень воды обнажил множество камней, прохождение шиверы должно было стать слаломом между ними. Фарватер проходил около ПБ, с которого была организована страховка. Вход в 4 ступень в центре русла, прохождение больших камней на входе у ПБ, далее – по центру русла, выход из шиверы – ближе к ПБ.
     Затем сплав представлял собой попеременно следующие друг за другом относительно спокойные прямые участки и повороты с прижимами или шиверами, а иногда и с тем и с другим вместе. На таких поворотах скалы входят в реку, нарушая ее гладкое, но быстрое течение. Главная цель, стоящая перед экипажами в таких поворотах, вовремя разглядеть подводные и обливные камни и не наскочить на них.
     Прошли мимо деревень Староякупово, Аралбаево, Верхнегалеево, Нижнегалеево. В последней из перечисленных деревень живет одна семья.
     Шиверы и прижимы встречаются почти в каждом повороте реки. Группа проходила их успешно без разведки и страховки.
     Встали на стоянку на ПБ перед поворотом, предшествующим порогу Баракал.
          пор.Баракал - д.Янтышево
     Произвели разведку по ПБ. После пройденных препятствий Баракал не произвел на группу сильного впечатления. Однако шивера в повороте перед основным сливом порога изобиловала обливными и подводными камнями. Была намечена по ориентирам на берегу линия их обхода. Прохождение шиверы необходимо было производить в центре русла, а затем сделать резкий уход вправо и пройти основной слив у ПБ. Порог проходили, не разгружая судов.
     Был пройден перекат с небольшим порогом и камнями в русле. Необычность его заключалась в том, что он находился не в повороте реки, а на ее прямой части.
     Далее обилие перекатов и шивер, полностью перегораживающих камнями русло. Несколько шивер было довольно сложных. Разведка препятствий не проводилась. После прохождения очередной сложной шиверы или переката экипаж судна, идущего впереди всех, дожидался прохождения этого препятствия другими судами, тем самым, подстраховывая их.
     На ночевку встали недалеко от устья пересыхаюшей реки Янгызтерек у пионерлагеря.
          д.Янтышево – д.Большеарсангулово
     Как и описывается в лоциях, после Янтышево Сакмара уже не имеет таких шивер и перекатов как до этой деревни. Встречаются несложные прижимы к скалам. Под железобетонным мостом у деревни Акназарово – мелководье-перекат.
     Антистапель производили у деревни Болшеарсангулово. Произвели просушку и разборку судов. В деревне есть почта. Выброску осуществляли попутным транспортом на следующий день, доехали до райцентра Акъяра, далее по описанию п.3.

6. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ.

     Порог 3к.с. длиной 1км Ложный Яман-Таш.
     Несколько последовательных сливов в центре русла, после одного из сливов поток идет на огромный камень, затем – шивера. После ~ 400м гладкого быстротока – мощная шивера и прижим к скале на ЛБ.
     Предвестник порога – скала на ПБ, у левого поворота (ЛП) реки. Слив проходить осторожно по центру между камнями (рыбацкие колья), далее через 10-15м уход под ЛБ. Проход нескольких шивер в центре русла. Слив у большого плоского камня на ПБ проходится по центру ближе к валуну, на резком ПП проход у ЛБ, прижим. Разведка первой и второй части. Просмотр, страховка на ПБ за валуном перед шиверой.
     Каскад порогов 3к.с. длиной 1,5км Яман-Таш.
     1 ступень – сразу за ЛП реки на 90°. Слив с каменных плит с перепадом уровня около 1м.
     2 ступень – через ~ 50м после первой. Слив с больших валунов, перегораживающих реку поперек, валы 1-1,5м.
     3 ступень – через ~ 150м после 2 ступени, представляет собой шиверу с валами 0,5-0,7м. Главный слив более 1м. Правый поток частично уходит под гигантский камень на ПБ, левый поток ударяется о камни и уходит вправо. После главного слива – длинная (около 200м) шивера с большим обливным камнем в центре русла на выходе.
     4 ступень – мощная шивера длиной около 400м. На входе очень много больших надводных и подводных камней, далее подводные камни.
     Просмотр порога и зачаливание судов на ЛБ реки перед поворотом. Сужение реки в скальных берегах, высокая скала на ЛБ. Обязательная разведка и страховка 2, 3 и 4 ступеней. Первая ступень проходится под ЛБ, вторая – для катамаранов у ЛБ между валунами, ближе к центральному камню; для байдарок – у ЛБ или ПБ, вплотную к валуну ПБ (при малой воде). Главный слив третьей ступени более безопасно проходится у ЛБ с траверсом к ПБ, далее шивера по центру русла. Страховка 1-3 ступеней с ЛБ. Вход в 4 ступень в центре русла, прохождение больших камней на входе у ПБ, далее по центру русла, выход из шиверы ближе к ПБ. Страховка и просмотр с ПБ.
     Порог 3к.с. длиной 300м Баракал.
     Слив водопадного типа с перепадом более метра. Перед сливом – шивера в ПП реки диной около 200м.
     Разведка по ПБ, проход шиверы в центре русла, затем проход слива у ПБ.


7. ИТОГИ, ВЫВОДЫ РЕКОМЕНДАЦИИ.

     Настоящий поход был заявлен как водный поход 2 к.с. Однако, учитывая наличие на реке препятствий 3 к.с. (пороги Баракал, Ложный Яманташ, Яманташ), при увеличении протяженности маршрута и большом уровне воды поход «тянет» на «тройку».
     Существенный минус – быстрая смена погодных условий; в данное время года часты дожди, возможны ночные заморозки, снег, сильный ветер.
     Могут возникнуть проблемы с нахождением места для стоянки, наличием дров при неправильном планировании графика движения.
     Положительный фактор – достаточно удобные заброска и выброска с маршрута. Речка хороша в тренировочном плане для развития техники гребли, проведения спасательных работ. Радует отсутствие завалов и участков обязательного обноса.
     Затраты:
       - на питание составили ~ 500 рублей с человека
       - транспортные расходы составили ~ 1500 рублей с человека.

8. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

     Для ознакомления с фотоматериалами похода щелкните по ссылке ниже:

*  *   *   ФОТОГРАФИИ   *   *  *




Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz