Путь до Кызыла имеет два варианта: поездом и самолетом.
В случае использования ж/д транспорта поезд приходит в Абакан, откуда 9 часов езды рейсовым автобусом до Кызыла, частники возят быстрее.
Если лететь на самолете из аэропорта Внуково в Кызыл (1 рейс в неделю в воскресенье 21:45, в пути 5час 30мин), 20кг багажа бесплатно, каждый кг сверх того = 1% от тарифа (у нас тариф – 2700 руб. с человека). Есть вероятность отмены рейса на Кызыл (у нас рейсы 5-го и 12-го сентября были объединены в один). В этом случае можно лететь через Красноярск или Новосибирск.
Таким образом, в сентябре 1999 г. получалось следующее: поезд обошелся в 4 раза дешевле самолета, но потребовал времени в 5 раз больше!
Отъезд от Кызыла аналогичен, только в обратном порядке (от Сарыг-Сепа до Кызыла доехали на УАЗе за 300 рублей с группы).
Путь до начала сплава возможен в трех вариантах.
В верховья р.Балыктыг-Хем есть возможность добраться автотранспортом через пос.Нарын. Учитывая, что в этом случае к активной части маршрута добавляется 120км сплава практически без препятствий, а также сравнительно невысокую в сентябре воду, мы данный вариант признали нецелесообразным.
Другая возможность добраться до верховья р.Балыктыг-Хем вертолетом из Кызыла. Этот вариант мы исключили по финансовым соображениям, т.к. один час работы вертолета стоил 13тыс. рублей, а при полете необходимо оплачивать три часа (дорогу туда и обратно).
Оптимальным для нас вариантом стал полет на самолете «Л-410» местных авиалиний до пос.Кунгуртук. И далее подъезд трактором до реки. Это стоило около 420 руб. с человека плюс 5,5 руб за 1кг багажа (свыше 10кг на одного человека). Таким образом, подъезд до реки обошелся нам 667 руб/чел за перелет плюс 150 руб. на всех за трактор.
При сплаве по р.Балыктыг-Хем:
возвращение в пос.Кунгуртук по береговым тропам.
При сплаве по р.Каа-Хем:
до каскада «Щеки» – через пос.Катазы;
до пор.Байбальский – на моторной лодке до пор.Байбальский и далее попутным автотранспортом в Кызыл.
Маршрут пройден в соответствии с заявленными
документами по основному варианту, хотя мы едва не воспользовались запасным - авиарейсов в
пос.Кунгуртук из аэропорта Кызыла не было 12 (!) дней из-за отсутствия керосина.
14.09. Балыктыг-Хем 20км за 2,5 часа (сплава, просмотров и прочего)
Полудневка: сборка судов.
Старт в 15:20. Река в месте начала сплава имеет характер быстротока с расходом до 15 куб.м/сек и скоростью течения около 5 км/час, осложненного перекатами и множеством топляков в русле. Ширина потока 10-20м.
Ночевка на ЛБ: терраса, поросшая травой.
15.09. Балыктыг-Хем (за 45 мин до начала реки Каа-Хем) 30км за 5часов
Старт в 13:20. Препятствия – топляки в русле.
Ночевка на ПБ – над родником, еле заметно сочащегося из берега.
Ночью выпал небольшой снег, в остальные ночи обычен дождь
16.09. Балыктыг-Хем - Каа-Хем (1час 15мин ниже «Лестницы») 30км за 5,5часов
Старт в 12:00. После впадения справа р.Сарыг-Эр расход увеличивается до 20 м3/сек, скорость возрастает до 10 км/час.
Через 0,5 часа после впадения справа р.Теннус начинается каскад порогов «Лестница» длиной 6км, насчитывающий 10 ступеней с препятствиями не выше III к.с. Много камней. Каскад шли без просмотра.
Ступень №1: несложная шивера длиной 600м и, через 50м плеса переходит во 2-ю ступень.
Ступень №2: длинный пологий слив правее центра, за сливом – валы до 1м. По краям слива – нагромождение камней.
Ступень №3: после 200м быстротока и представляет собой несложную шиверу длиной 800м.
Ступень №4: шивера на левом повороте реки с большим количеством камней, конец за правым поворотом реки.
Ступени №5,6,7: несложные шиверы, идущие друг за другом.
Ступени №8,9: несложные шиверы в сужениях русла. Заметное падение, много камней и плит. Валы до 1м.
Ступень №10: довольно сложная шивера (III к.с.) длиной до 1км. Много камней и плит.
Далее река успокаивается. Каа-Хем преодолевает ряд поперечных хребтов и сильно петляет, за что этот участок реки получил название «Кольца». Слева и справа по берегам громоздятся отвесные скалы. Течение быстрое – до 10 км/час. Длина участка 55км. Это место одно из красивейших на маршруте.
Стоянка на террасе ПБ.
17.09. Каа-Хем. Мильзейский каскад (до №22) 30км за 7 часов
Старт в 11:25. Ориентир начала Мильзейского каскада: прямой участок реки и гора с треугольным верхом над ним. Общая длина каскада 15км (26 ступеней), его название происходит от правого притока Каа-Хема реки Мильзей (Мельзей), расположенного в конце участка.
Через 2,5 часа сплава дошли до ступени № 3: IV-V к.сл. (Ст. № 1-2: не выше II-Ш к.сл.). В ней 2 части, разделенных быстротоком длиной до 200м (не выше П-Ш к.сл.). Далее два основных слива: первый с бочкой за ним с плиты (справа камни); второй с навалом на валун у ЛБ. Смотрели с обоих берегов, с левого, где много плавника, видно лучше. Шли сначала две входные части, затем чалились влево, далее – основные две.
Ниже ступени № 4-18. Это шиверы II-IV к.сл. с длиною некоторых до 1км. Много камней и сливов с них. Высота валов до 1м. В шиверах № 4-18 с небольшими, трудно различимыми промежутками между ступенями, наиболее сложны ступени № 5, 13.
Ступень № 19: ориентиром служит галечный остров с хилой протокой справа, затем еще один, с более заметной протокой. Это препятствие IV-V к.сл., более мощное чем ступень №3. Река в узком русле разгоняется и наваливает на камень у ЛБ, падая, в узкий слив между ним и валуном справа. Высота бочек до 1м, валов – до 1,5м. Смотрели справа, идется не сложнее, чем ступень №3.
Далее ступени № 20-21: шиверы не выше III к.сл., длиной 300-400м каждая, переходящие одна в другую, с обилием камней. Затем – чалка на песчаный пляжик ПБ, откуда остается 300м по тропе до места, пригодного для стоянки, напротив выхода из ступени №22, где мы сделали дневку. Есть старенький стол и лавки, а также деревянный идол.
18.09. Дневка (баня, хорошая рыбалка: хариус, форель).
19.09. Каа-Хем (2 ходовых часа ниже Мильзейского каскада) 20км за 3,5 часа
Полудневка.
Старт в 15:05. Ступень №22: IV-V к.сл., несколько интереснее, чем ступени №3, 19. Две части с проходом у ЛБ, затем переход в центр (напротив кучи плавника на ПБ) далее, разогнавшись, в валах выше 1м, струя (после очередного слива) наваливает на скальный обломок – проход возможен с обеих сторон от него. Ниже шиверистый участок длиной до 0,5км.
Ступени № 23-26: упрощаются с III-IV к.сл. до П-Ш к.сл. Много камней, местами нет чистого прохода.
Через 35 мин сплава (от.ст. №23) дошли до впадения справа Мильзея. За его устьем – очередная шивера. Далее препятствия упрощаются до перекатов, встречаются несложные прижимы.
Стоянка на галечной отмели ПБ, у поворота реки налево (прямо – скала). Примерно в 7 утра на месте нашей стоянки через реку перешла лосиха с лосенком.
20.09. Каа-Хем (за шив. № 1 каскада «Щеки») 45км за 7 часов
Старт в 11:10. По берегам встречаются зимовья. Пос.Катазы теперь жилой, его заняла семья Пермякова (до поселка препятствия не выше II к.сл.).
Около 18:00 прошли шиверу III к.сл. длиной до 800м – это первая ступень «Щек», скорость потока 10 км/час.
Стоянка на ЛБ в конце шиверы в 50м ниже самодельной бани. В 20мин хода до стоянки справа впадает р.Арастой, рядом с ним довольно новое зимовье – это место считается началом «Щек». Стоянка обжитая: стол, коптильня для рыбы. Ловится таймень и хариус. Ночью наверху противно кричали олени!
21.09. Каа-Хем (до «стрелки» с р.Кызыл-Хем) 10км за 3,5 часа
Старт в 12:30. Через 30 мин сплава на ПБ под осыпью «святилище Каа-Хемских щек», есть место, пригодное для стоянки, имеется импровизированный музей народного творчества. Здесь конец первой половины «Щек», более простой – шиверы не выше III к.сл.
1-ю ступень второй части «Щек» смотрели слева (можно и справа): сначала шивера, затем струя разгоняется у ПБ и поворачивает влево. Валы более 1м, довольно жесткие. Общая длина 400м, к.сл. III-IV. У ПБ – слив с пенной ямой и улова, затем шивера длиной 200м. Прохождение от ПБ в основную струю и затем через 300м чалка за скалой у ЛБ.
Далее просмотр второй части «Щек» решено прекратить, так как для его проведения, а так же для организации фото и киносъемки требуется очень много времени, а опыт группы и суда вполне позволяли нам идти сходу, страхуя двухместный катамаран, идущем впереди четырехместным.
Вторую часть «Щек» обычно разбивают на 11 ступеней. Большинство из них напоминают первую ступень. Разделены участками быстротока. Валы в препятствиях до 1,5м.
Ступень 3: расположена в сужении русла после 300 метрового быстротока. Струя сужается, образуя обратный вал в центре реки.
Ступень 4: несложная шивера, посередине первая «веха» «Щек» – огромный скальный обломок в русле.
Ступень 5: шивера длиной 500м, ниже 1-ой «вехи» в 120м.
Ступень 6: (в некоторых описаниях – пор. №9) IV-V к.сл. представляет собой сливной порог. Под ЛБ слив с рваной плиты шириной в полреки, есть небольшой улов. Ближе к ПБ – язык основного слива, за которым идут мощные валы до 1,5м. Справа в русло вдается утес, на который довольно сильно наваливает поток, образуя затем отбойный косой вал высотой до 1,5м. Прохождение по правой части основной струи, пересекая косые валы.
Ступень 7: IV к.сл., отделена от предыдущей 500м участком быстротока с валами до 1,5 м. Ориентиром служит вторая «веха», расположенная в конце ступени (тоже скальный обломок, как и 1-я). Препятствие представляет собой сливной порог с мощным крутым сливом с плиты в начале порога под ПБ. В левой части русла – пологий слив. От ЛБ идут отбойные валы, которые, встречаясь с основным потоком, образуют мощные стояки, успокаивающиеся лишь за второй «вехой». В правой части русла после слива спокойно.
Ступень 8: через 200м. Это сливной порог за резким правым поворотом. Перед порогом – шивера. В центре ступени – слив до 1,5м. В конце препятствия у ПБ – улова.
Ступень 9: мощная шивера длиной 400м.
Ступень 10: представляет собой систему, состоящую из 3-х мощных локальных сливов, расположенных через 100м друг от друга. Между сливами высокие валы. Ориентиром служит третья «веха» в начале порога в середине русла. Далее от мемориальной таблички двоим погибшим туристам (на правой отвесной стене) пороги начинают упрощаться.
Ступень 11: последнее препятствие в «Щеках», начинается на правом повороте реки, кончается за левым. Порог шиверистого типа с валами до 1,5м.
Далее река успокаивается и течет в красивом скальном коридоре до «стрелки» с р.Кызыл-Хем. У слияния самая живописная стоянка на маршруте: на высоком утесе – импровизированный музей. Подъем на утес удобнее со стороны реки Кызыл-Хем (с отличного пляжа!)
22.09. Каа-Хем (до Панфиловского порога) 25км за 3часа
Полудневка.
Старт в 14:30. Плыть пришлось под дождем. Вначале препятствий нет. Расход воды возрос до 60-70 м3/с. Скорость потока по-прежнему до 10км в час. Далее появляются перекаты и шиверы не выше II-III к.сл. Стоянка на пляже ЛБ (песок/галька) в 1км выше пор.Панфиловского.
Ниже «стрелки» появляются моторные лодки. На них обычно староверы ловят рыбу.
23.09. Каа-Хем (до Байбальского порога) 40км за 6,5 часов
Старт в 11:00. Пор.Панфиловский расположен после крутого левого поворота реки, на правом повороте. В русле два скальных острова, валы до 1,5м, III к.сл. Прохождение по краю основной струи.
Пор.Васильевский находится через 1 час ниже предыдущего. Ориентир: резкое сужение русла после относительно спокойного участка, на ЛБ обрывистые скалы, на правом – низкие гладкие камни. Две протоки, в середине – остров, в слиянии проток струя с валами до 1,5м. Длина порога до 500м, к.сл. III-IV.
Дальнейшие препятствия не выше II к.сл. Прошли длинный пос.Усть-Ужеп (до 1км справа).
Стоянка на ПБ, напротив острова, ниже заброшенного пос.Байбалык (в конце террасы). По ЛБ перед островом начинается и идет вниз грунтовая дорога (к ней часто подъезжают моторки из Усть-Ужепа, на берегу их обычно ждут УАЗики). Около 1км ниже слышен шум Байбальского порога.
24.09. Каа-Хем (до т/б Васильевская) 30км за 5,5 часов
Старт в 11:45. Байбальский порог ~ V к.сл. самый сложный и мощный на маршруте, длиной 800м. За левым поворотом он переходит в шиверу протяженностью 1,2км. Ширина реки до 100м. Просмотреть практически весь порог удобно с грунтовой дороги ЛБ, для чего зачалиться на небольшой песчаной отмели слева (700м ниже окончания острова). Просмотр возможен и по ПБ.Высота валов и бочек в препятствии достигает 2м, камней больше у берегов.
Вариантов прохождения много: обычно идут посередине или ближе к ЛБ. В правой части порога идти сложнее. Мы заходили в Байбальский левее красноватого скального обломка, похожего на шлем. Далее 4-х местный кат ушел ближе к центру, по краю бочки, затем – по левой части основной струи, после чего совершил маневр между бочками и зачалился влево для страховки второго судна. Катамаран-двойка выбрал линию движения ближе к ЛБ в менее мощной струе, но с большим количеством камней в русле. Учитывая схоженность экипажей вообще, а в конце маршрута особенно, и серьезное отношение к просмотру препятствия (до одного часа), запланированную линию движения удалось выдержать полностью и преодолеть препятствие чисто!
После шиверы Ш-IV к.сл. (за Байбальским порогом), Каа-Хем постепенно упрощается. Больше просмотров с берега мы не делали.
Через 1 час сплава на реке – пор.Шуйский III к.сл., еще через 1 час – пор.Улильхемский с валами более 1,5м. После заброшенного пос.Шуи пороги несколько усложняются и почти сливаются в один!
Через 20 мин. ниже – пор.Москва, длиной до 2км, не ниже III к.сл. Река разбита скальными островами на несколько проток, высота валов местами до 2м.
Препятствия очень красивые, по берегам красноватые скалы. Основные валы обходили: холодно, дождь!
Через 35 мин ниже порога паромная переправа. Влево – аэр. Сизим, вправо – пос Эржей. Раньше здесь обычно заканчивали походы туристы. Но теперь самолет в Сизим не летает, теплоход «Заря» почти все время в ремонте, и нам пришлось плыть до райцентра Сарыг-Сеп (Знаменка) еще 50км. На этом участке появляются знаки речной обстановки, препятствий больше нет.
Стоянка в 1 часе сплава ниже пос.Эржей, на ПБ острова. На левом (коренном) берегу строится турбаза «Васильевская», где мы имели возможность за 75 руб./сутки получить отдельный домик с баней и дровами. По обоим берегам реки идет грунтовая дорога до пос.Знаменка. В сеть хорошо ловится лещ
25.09. Каа-Хем (до пос.Сарыг-Сеп) 50км за 5,5 часов
Старт в 11.30. Препятствия не выше II к.сл., скорость потока более 5 м/с. Местами река разливается, мелко.
Сарыг-Сеп (районный центр) расположен на ПБ. Автостанция находится в 200м от протоки р.Каа-Хем, которую легко проплыть мимо (особенно по малой воде). Поворот в протоку направо, сразу за большой скалой в русле (в 3км ниже паромной переправы у дер.Даниловка).
Стоянка на ПБ протоки, она отделена от поселка кустарником и рощей. По пути к автовокзалу – ручей с чистой водой, невдалеке почта, а за ней баня. Есть несколько магазинов.
Мильзейский каскад II-IV к.сл., длиной 15км из 26 ступеней, наиболее сложны №3,19,22
Ступень №3 IV-V к.сл., до 500м. Две части, разделенных быстротоком длиной до 200м. Далее два основных слива: 1-й – с плиты (с бочкой за ним), 2-й – с навалом на валун у ЛБ.
Просмотр с обоих берегов. С левого (много плавника) видно лучше. Прохождение по краю основной струи.
Ступень №19 IV-V к.сл., 200м. Более мощная, чем №3. Река разгоняется в узком русле и наваливает на камень у ЛБ, падая в узкий слив. Высота бочек до 1м, валов до 1,5м.
Просмотр справа. Прохождение по краю основной струи.
Ступень № 22 IV-V к.сл., до 500м. Самая интересная в каскаде: две части с проходом у ЛБ. Затем, разогнавшись, в валах более 1м, струя после очередного слива наваливает на скальный обломок, далее – шиверистый участок.
Просмотр справа. Прохождение у ЛБ, далее переход в центр струи, напротив топляков на ПБ, ниже, после навала на камень проход с любой из сторон.
Каскад порогов «Щеки» Ш-V к.сл., длиной 12км. Наиболее сложна 2-я часть каскада, после святилища Каа-Хемских Щек (на ПБ). Можно идти сходу, если суда и мастерство позволяют.
Ступень №6 (пор. №9) IV-V к.сл., 400м. Высота жестких валов в струе до 1,5м. Они сбрасывают в косые валы, идущие от камня на ПБ. На положительной скорости, по основной струе (или по краю).
Пор.Байбальский Vк.с., 800м. Порог переходит в шиверу III-IV к.сл. длиной 1,2км. Наиболее сложные места в пороге: камни, валы до 2м, бочки до 1,5м. Больше всего их – правее основной струи (у ПБ).
Просмотр по дороге ЛБ. Прохождение слева от красноватого скального обломка в виде шлема, затем через бочку (ближе к центру), далее по левой части струи, маневр между бочками и можно чалиться влево перед началом шиверы.
1. «Святилище» Каа-Хемских щек.
2. Стрелка рек Каа-Хем и Кызыл-Хем
3. Знак «Центр Азии» в Кызыле.
К полному отчету прилагаются схемы основных порогов и рек Каа-Хем и Кызыл-Хем. При желании их можно скачать здесь, щелкнув по ссылке ниже и выбрав в появившемся окне сохранить:
Для ознакомления с фотоматериалами похода щелкните по ссылке ниже: