Чуя - Катунь - Урсул - Катунь

(главное из водного путешествия)


По этим рекам ниже отчета представлены дополнения уважаемого
тульского водника Сеничкина Александра Сергеевича,
который неоднократно бывал в этих местах.

Команду собирал Мазуров Владимир Викторович
из водников Тульской области, Тулы и Кирова для прохождения Шавлы - Аргута - Катуни. По целому ряду причин пришлось идти по запасному варианту.
Руководитель данного похода - Ширшов Александр Иванович.


1. ПОЛНЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

       17 – 21 августа
  г.Новомосковск – Москва – Барнаул – Бийск – п.Чибит (автомобиль – поезд – автомобиль).
  Сборка судов.
       22 – 27 августа
  Река Чуя – река Катунь (до впадения р. Б.Яломан)
       28 августа – 3 сентября
  Река Катунь до п.Еланда с прохождением по Урсулу Нижнего Каньона.
       4 – 5 сентября
  п.Еланда – п.Чемал – Бийск – Барнаул – Москва – г.Донской (автомобиль – самолет – автомобиль)


2. ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА, ОТЪЕЗДА И АВАРИЙНОГО ВЫХОДА

       Подъезд делится на дорогу до Барнаула и далее до п.Чибит. Существует возможность добраться до Барнаула поездом и самолетом (поезд – дешевле, самолетом – быстрее). Из Барнаула до Бийска можно добраться поездом (дешевле) или автотранспортом (быстрее). Мы выбрали до Бийска поезд № 36, отправление 20,36 с Казанского вокзала. Наши вагоны (до Бийска) в Барнауле перецепили к местному поезду № 998, прибытием в Бийск 12,00 (время московское). Итого до Бийска 63часа пути при стоимости купейного билета 1468руб, а плацкартного – 880руб. Далее до п.Чибит можно долететь вертолетом (быстро, но дорого), либо доехать автотранспортом. Мы решили добираться на «УАЗе» (4000руб. на группу). Машину удобно и легко заказать заранее, тел.(3854)71-96-00 в Бийске. Они же охотно прислали за нами «УАЗ» и в п. Еланду, после окончания маршрута. Время в пути до Чибита примерно 8 час. Имеется немало мест, где удобно поесть по дороге, которая проходит через 2 перевала. Под первым из них после п.Шебалино, мы переночевали.
       Отъезд. Дорога до Бийска из Еланды обошлась нам в 2500руб (в том числе: 200руб – предоплата в Бийске) и 5 час. времени с заездами в п.Чемал (на почту) и завтраком в п.Усть-Семе. Далее 4 часа в переполненной электричке (30руб с чел.). Из Барнаула самолетом авиакомпании «Сибирь» рейсом С-7 /218/ вылетели 8,50 (время местное). В Москве во «Внуково» были в 10,50 (время московское). Стоимость билета 4310руб. Билеты на самолет брали заранее, у себя дома.
       Аварийные выходы:
При сплаве по реке Чуе – с Чуйского тракта
При сплаве по р. Катуни:
       - до пор.Ильгуменский – Чуйский тракт
       - от впадения р.Урсул – тропа до Чуйского тракта
       - от п.Куюс – по дороге на п.Еланда – п.Чемал – п.Усть-Сема

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

22 августа
р.Чуя до пор.Сумрачный – 10км
       Река в месте начала сплава имеет скорость до 10 км/час и расход до 50 куб.м в сек. Уровень воды в реке за несколько дней до начала похода – аномально высокий. По словам туристов из Москвы в Чибите под мостом они не смогли проплыть! В дальнейшем уровень воды в Чуе достиг средних значений – 60 куб.м в сек (по оценке водников из г. Барнаула).
       Старт в 12.55, окончание сплава 15.55.
       Прошли участок разбоев до пор.Сумрачный. В середине участка протока у ЛБ перегорожена несколькими завалами. Ночевка на ПБ на входе в порог. Дров хватает, есть грибы.

23 августа
р.Чуя (1км выше пор.Бегемот) – 10км
       Старт в 14.00, окончание сплава 16.30.
       Пор. Сумрачный IV к.сл. начинается за правым поворотом и имеет длину до 600м. Перед порогом над рекой – линия электропередачи, справа, заметная с воды вывеска «Улаганский район», в 200м перед входом в порог – остров. Препятствие можно разделить на 2 части, просмотр – справа. Прохождение вначале у ПБ (в струе остаются 3 бочки высотой до 1,5м). Далее остров делит русло на 2 протоки (в правой больше камней). Обе проходимы (шли слева и справа).
       Через 500м ниже – пор. Буревестник V к.сл., длиной 500м, просмотр справа. Первая ступень почти вся перегорожена огромными камнями, проход у ПБ, маневрируя между камнями. За 1-ой ступенью на протяжении 200м река имеет характер шиверы. 2-ая ступень – резкое сужение реки с падением 3м. В конце пульсирующая бочка, высотой до 2м, валы до 1,5м. Прохождение 2-ой ступени по правому краю струи.
       Далее до стоянки плыли без просмотра. Из препятствий можно выделить пор.Ярбалыкский длиной 400м не выше IV к. сл. Ночевка на ЛБ, в 300м ниже впадения в Чую правого притока – р.Айгулак. (с воды виден мост, через него табличка), имеется деревянная баня, с дровами плохо. Виден Чуйский тракт.

24 августа
р.Чуя (10 км выше п.Белый Бом) – 15км
       Старт в 12.20, окончание сплава 15.45.
       Через 1км пор.Бегемот V-VI к.сл., одно из 3-х сложнейших препятствий на нижней Чуе. Чалка к ЛБ перед мостом через Чую. В 100-150м выше хорошая стоянка. Просмотр возможен по обоим берегам, мы смотрели по ЛБ. Длина порога до 500м. Его условно можно разбить на 7 ступеней, наиболее сложны 1-ая и 3-я. Первый слив находится между опорами моста, его высота до 1,5м. За ним - такой же стоячий вал, второй слив ниже (до 1м), но за ним также вал высотой до 1,5м. На 3-ей ступени в сливе у ПБ – «зуб», на который «наваливает» основная струя. За сливом несколько подводных плит, валы и бочки до 1,5м. Четвертая ступень – мощный слив на правом повороте реки с закрученным валом. По ПБ идет Чуйский тракт, на пороге имеется 7 мемориальных табличек. Катамараны шли первый слив по центру, затем ушли к ЛБ, а начиная со ступени №4 – снова в центр. Намеченную линию движения удалось выдержать. Можно отметить, что «Тритон» из-за меньшего объема баллонов дольше задержался в бочке за первым сливом, чем «Витязь».
       Через 2 км после Бегемота – пор.Классический, длиной 500 м. Ориентир начала – крупные скальные обломки в русле (на них навал воды). Валы до 1,5м, шли без разведки. Сразу за Классическим идет пор.Слаломный IV-Vк.сл. длиной 2км. Его можно разделить на 10 ступеней, река местами сжата до 20м. В середине порога расположены 2 ступени, на которых камни почти полностью перегораживают русло, сливы не прямые. На всем протяжении много глыб, валов, бочек. Берега крутые, местами сыпучие. Шли без просмотра. Стоянка на террасе ЛБ, на скошенном лугу. Дров немного, есть грибы.

25 августа
Дневка

26 августа
р.Чуя (0,5 км ниже пор.Турбинный) – 35км
       Старт в 11,20, окончание сплава 18,45.
       1 час сплава до п.Белый Бом, за поселком – деревянный мост. Наиболее сложен на этом участке пор.Иодринский (IV к.сл.), который начинается от моста в п.Иодро. Перед мостом – шивера длиной до 0,5км. Порог имеет протяженность 1,5км. Наиболее сложны первые 2 участка. Первый длиной 200 м, приурочен к левому повороту реки. Справа и по центру в русле – камни, на повороте (правее центра) высятся 2 огромных валуна. По руслу валы до 1,5м. Идти лучше у ЛБ. Второй участок проще, хотя в нем много камней и валов, плыть слева лучше, а смотреть (при желании) – справа. Мы шли сходу.
       Далее река представляет собой сплошную шиверу со ступенями III- IV к. сл. Прошли еще 2 деревянных моста. Зачалились справа за 100 м от входа в пор.Турбинный. Это второй из 3-х сложнейших порогов Нижней Чуи. Его видно с Чуйского тракта, но четких ориентиров с воды нет. Начинается с крутого левого поворота на 90*. На скале ПБ (внизу в начале поворота) автомобильный знак «сужение дороги». От п.Белый Бом до Турбинного 2 часа сплава. Порог имеет V-VI к.сл., просмотр и обнос – справа. Препятствие красивое, условно его можно разбить на 2 ступени. Первая начинается мощной струей с валами до 1,5м, которая устремляется на скалу и разбивается на два потока, круто падающих вниз. Здесь на участке длиной 25м река падает на 4м. Левая протока (если смотреть сверху) несколько предпочтительнее: шире (5-7м) и ровнее, но в нее при нашем уровне воды сложно попасть. Кроме этого струя в конце протоки падает на обливник. Правая протока шириной 3м начинается после сильного навала в скалу ПБ. Разогнавшись в узком скальном коридоре, река падает в 2-х метровый слив с косыми бочками за ним. Для повышения эффективности страховки, а также облегчения кино-фотосъемки порог проходили по очереди с группой из Барнаула, сплавлявшейся на «Рафте-6» и катамаране двойке. Все наши суда успешно преодолели препятствие по правой (сверху) струе. Стоянка на ЛБ в 0,5км выше пор.турклуб Горизонт. С дровами плохо, грибов тоже мало.

27 августа
р.Чуя – р.Катунь (у впадения р.Б.Яломан) – 25км
       Старт в 13,15 , окончание сплава 17,00.
       Прошли дожди, уровень воды в Чуе начал возрастать. Пор. т/к Горизонт V-VI к.сл. начинается с крутого правого поворота 800м ниже предыдущего препятствия. Порог мощный и наиболее опасный (на Нижней Чуе) имеет длину 200м и расположен в каньоне. Река, разогнавшись на прямом участке длиной 500м, резко поворачивает вправо. На входе в порог поток разделен грядой камней, лежащих вдоль русла, на 2 части. Здесь находится первый слив. Левая его часть более полога, но в ней несколько полуподводных зубьев и жестких отбойных валов от левой скальной стенки. Правая часть шириной в 4м более прямая, но в конце ее – мощный слив высотой до 2м (при просмотре сверху внимания не привлекает). После слива весь поток, вспенясь на камнях и разогнавшись в скальном коридоре, бьет в скалу ПБ. Отбоя вначале прижима нет! Скала имеет отрицательный уклон и, по-видимому, подводные карманы. Мы просматривали порог справа (сверху). При желании порог можно обнести по Чуйскому тракту.
       Во время прохождения обоими катамаранами для удобства захода ближе к ПБ пришлось делать «телемарк». Мощность порога и основного слива (в правой части) оказалась выше, чем это ожидалось при просмотре сверху. Поэтому уход от прижима под скалу оказался несколько труднее, чем предполагалось, но запланированную линию движения удалось выдержать, хотя «Тритон» и задел отбойный вал при уходе влево от прижима. Следует отметить, что в данном случае было принято решение о кильватерном прохождении порога обоими катамаранами для обеспечения большей надежности страховки, в ущерб кино-фотосъемке, так что преодоление порога не снималось. Необходимо иметь ввиду, что высота правой стенки в пороге около 50м, внизу – гранит, наверху – «сыпуха». Просто опущенная сверху веревка из-за отрицательного наклона стены не достигнет до нее внизу 5-8м.
       Пор.т/к Горизонт переходит в шиверу Конечную (IV к.сл.) – последние препятствие на Чуе, длиной до 3км. Шивера мощная и имеет большое количество камней. В ней можно выделить 3-4 крутых слива с камнями и валами за ними, в которых надо сильно маневрировать. Шли без просмотра.
       В 13,45 были на «стрелке». Уровень воды в Катуни (по словам местных) средний. Стоянка на ЛБ, перед впадением р.Б. Яломан. Места много – пляж, но с дровами не очень. Здесь часто останавливаются (или начинают сплав) коммерческие группы, поэтому площадку вытоптали. Осторожно – местные!!! Ночью у нас украли часть хлеба и принадлежности для рыбалки. По словам работников местной милиции на этой стоянке подобные случаи не редкость, так что если здесь ночевать, надо дежурить.

28 августа
р.Катунь (до Кадринского прорыва) – 20км
       Старт в 12,15, окончание сплава 16,0.
       До пор.Ильгуменский плыли 1 час. Ориентиры порога: слева появляются домики кемпинга, куда можно попасть по Чуйскому тракту, отходящему здесь от Катуни в долину р.Урсул. В кемпинге (за плату) есть баня и дрова для костра. Справа – песчаный пляж с уловом. Слева впадает р.Б.Ильгумень (от его устья до входа в порог остается 20м без улова). Пор.Ильгуменский Vк.сл. длиной 500м, просмотр возможен с обоих берегов, мы смотрели слева. На входе у ЛБ бочка высотой 1м. Справа две бочки 1,5-2м, заход в них осложнен камнями. В центре пологий слив, за которым струя, разогнавшись образует мощные 2-х метровые валы. Далее через 100м в струе 2 пульсирующих вала высотой до 2,5м, ниже высота валов падает до 1,5-2м, на правом повороте пологий слив с валами до 1,5м, после чего порог заканчивается.
       Проходили через бочку у ЛБ (на входе), потом – по левому краю струи, с дальнейшим уходом в правую часть потока от 2-х пульсирующих валов. Можно проходить порог и справа, через одну из 2-х бочек. Вход, в таком случае будет наиболее сложной частью прохождения, т.к. основная струя с пульсирующими валами остается слева.
       Прошли 2 притока справа: р.Айлагуш (на стрелке место для стоянки) и р.Кадрин. За устьем последнего начинается Кадринский прорыв длиной около 4км. Шиверы с валами до 1,5-2м, не выше IV к.сл. Стоянка на ПБ в сосновом бору, неплохо оборудованная: стол с лавками и навесом для тента, баня, много дров, красивый вид на реку, и т.д.

29 августа
Дневка (баня)

30 августа
р.Катунь (в 3-х км выше устья р.Урсул) – 15км
       Старт в 10,50, окончание сплава 14,40
       Через 1 час 20 мин. дошли до пор.Шабаш Vк.сл. Единственный четкий ориентир крупные скальные обломки у ПБ. Чалится удобно в 100м выше на ПБ. Первая ступень длиной 300м находится на правом повороте. На входе в струе – 2 мощные бочки до 2,5м каждая! Ниже еще одна пульсирующая бочка в центре с высотой до 2м. На выходе – валы до 1,5м. «Витязь» прошел по центру через все бочки, а «Тритон» – справа, по краю основной струи. Вторая ступень начинается через 300м ниже первой. У нас она выглядела так: метровый слив через всю реку (просмотр справа), далее мощные бочки в струе – сначала слева, затем справа у берега высотой до 1,5-2м. Дальше поток разгоняется и образует в центре (и на выходе) пульсирующие валы высотой до 3-х м!!! Длина ступени 400м. «Витязь» прошел ближе к центру, а «Тритон» – по краю струи, уйдя от последних пульсирующих валов. Стоянка на ПБ (песчаный пляж) через 1 час сплава после пор.Шабаш. Плавника хватает, видели змей.

31 августа
р.Катунь (8км ниже устья р.Урсул) – 20км
       Старт в 10,50, окончание сплава 16,00
       Через 0,5 часа сплава были в устье р.Урсул. Разгрузили суда и обнесли их по тропе ПБ (если смотреть снизу от р.Катунь) к началу Нижнего Каньона р.Урсул. Тропа хорошая, иногда она отходит довольно далеко от реки, раз спускается вниз, почти к самой воде. В середине (до 10м) проходит по песчаной осыпи, далее 2 неприятных узких поворота (высоко над рекой) и 2-3 утомительных подъема. В общем, длина около 5км и 1,5 час ходу с разгруженными судами. Начало сплава – под памятником Роману Белявскому (1986 г.), ниже пор.Замок (габаритный непроход для катамаранов).
       При данном уровне воды – в Урсуле очень много камней. Сплошной порог IV-V к.сл. Высота валов до 1,5м, сливы 1-1,5м. Плыли без просмотра, поэтому не удалось избежать 2-х наездов на камни («Тритону», плывущему в начале). Идти на пустом катамаране легко – 0,5 часа сплава (4,5 км) до Катуни. В устье есть удобная стоянка (на ПБ Урсула лучше с дровами). Через 45мин. сплава от «стрелки» встали на стоянку ПБ. Здесь много дров и часто останавливаются коммерческие группы.

1 сентября
р.Катунь (10 км выше пос. Еланда) – 40км
       Старт в 10,20, окончание сплава 19,05.
       До п.Куюс (с воды не виден) – 2,5 час. Препятствия – шиверы, с валами высотой до 2м не выше IV к.сл. Через 1 час после Куюса дошли до пор.Тельдекпень-1. Ориентиры: на ЛБ несколько домов, справа к реке подходит зимник. За 1 км до порога справа впадает р.Эдиган. Далее – шивера № 88 (если считать препятствия по Катуни сверху) III-IV к.сл. с валами высотой до 2м, более мощная, чем пор.Тельдекпень-1. После шиверы – улов с песчаным пляжем на ПБ. Ближе к ЛБ скальные ворота – вход в порог. В воротах слив, за ним валы до 1,5м. Далее в каньоне со стенками высотой 5-8м «поганки» и водовороты. Через 300м еще один слив, за ним мост, опять «поганки». Просмотр возможен с обоих берегов, мы смотрели с правого, можно было без разведки. Прохождение с взаимной страховкой с воды. За порогом берега крутые, подойти к воде сложно.
       Пор.Тельдекпень-2 находится в конце прямого участка. Ориентиры: справа устье р.Чеба, за ним левый поворот с пологим каменистым ЛБ. Порог начинается от этого поворота, аналогичен предыдущему, но мощнее его. Справа – сухая протока. В основной протоке справа – обломок скалы, слева – горка с валами, далее мощные «поганки» в скальных стенках высотой 6-10м. Порог, как и предыдущий, турбулентного типа: вода на вид ровная, но мощные струи образуют то блуждающие водовороты, то «поганки». Самое опасное место на входе, где поток идет между двумя громадными водоворотами. Мы шли без просмотра, с взаимной страховкой с воды. Стоянка на ЛБ, в 1 км ниже пор. Тельдекпень-2.

2 сентября
Дневка

3 сентября
р .Катунь (до пос.Еланда) – 10км
       Старт в 11,05, окончание сплава 12,10.
       До пор.Еландинского III-IVк.сл. – две шиверы с валами до 1,5м. Ориентиры порога: стенка справа, устье р. Тыткесаек и утес слева. Перед порогом реку пересекает ЛЭП. На скале ПБ – вход в штольню и старые отвалы. В центре порога – скальные выходы. Основная протока – левая, валы до 2м. Стоянка на ПБ в 200 м ниже недостроенной Катунской ГЭС. Пляж, разборка судов.

4. НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ

5. ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ

5.1. Дом-музей Шукшина в п.Сростки.


6. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

     Для ознакомления с фотоматериалами похода щелкните по ссылке ниже:

*  *   *   ФОТОГРАФИИ   *   *  *



7. СХЕМЫ

       К отчету прилагается много схем основных порогов Чуи, Катуни и схема нижней части реки Урсул. Их можно получить по отдельному запросу, связавшись со мной.
     (Для более подробной информации щелкните по следующей ссылке)  => Как связаться со мной  <=


Дополнения Сеничкина Александра

       Погода летом в районе протекания рек Чуя – Катунь, в основном, стабильно солнечная и даже жаркая. Комаров практически нет, также как и рыбы (даже сеть может не помочь).
       Здесь много красивых скал. Так есть мраморные выходы у Белого Бома (отсюда мрамор брали для московского метро), гранитные скалы у Турбинного, выходы оливина у Еланды.
       Становиться лучше подальше от поселков. Дров на хороших стоянках может не быть (здесь сейчас сплавляется много коммерческих групп, особенно по Катуни). Стоит набрать плавника (на реке его много) по дороге к предполагаемой стоянке. Таганок обязателен, не помешает примус.
       В поселках можно купить мясо, Золотой корень, кедровые орешки. В магазинах товар всякий. О работе магазинов и прочем всегда можно узнать у гидов коммерческих групп.
       На Катуни есть удивительное явление – пульсирующие «валы-одеяло» больших размеров (до 3м), которые появляются неожиданно, например, в обоих ступенях пор.Шабаш. Следует отметить, что ниже Еланды, где кончали свой поход ребята, есть также интересные пороги – Чемальские.
       Все то, что было пройдено, является отличной сложной четверткой.





Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz