КЕРЕТЬ

(выдержки из отчета)


Руководитель похода – Дубовенко Елена Игоревна


В конце отчета представлены некоторые дополнения
Холодова Анатолия



1. Паспорт маршрута


     Район путешествия: Северная Карелия, река Кереть 3 к.с.
     Нитка маршрута: Тула (электричка) – Москва (поезд ) – ст.Лоухи – оз.Кереть –
                                – оз.Плотинное – р.Кереть – сплав – Чупская Губа Белого моря –
                                – п.Нижняя Полунга (машина) – ст.Чупа (поезд) – Тула
     Протяженность маршрута: 140 км
     Продолжительность похода: 12 дней; 22.07 – 3.08.2003 г.
     Средства сплава: байдарки – 2шт., каяк – 2 шт., катамаран-4 в количестве 1 шт.
     Число участников: 10


2. Варианты подъезда, отъезда, аварийные выходы

    Заброска на маршрут удобная: прямой поезд "Москва-Мурманск" до станции Лоухи стоил нам 700р. Метров 500 пешком до озера, но можно и нанять машину до а/м моста.
    Выброска:
    После порога "Морской" река впадает в Белое море. В нежилой дер.Кереть можно закончить маршрут, добравшись оттуда до ст.Чупа попутным транспортом ( по пт. приезжает машина типа ГАЗ-66 из рыбсовхоза – едет в Чупу).
    Рекомендуем выйти в море (Красотища!!!).
    Своим ходом по морю до Чупы (~30 км), далее ~4 км до вокзала пешком или на машине за 50р и прямой поезд обратно. Рассчитывать на транспорт по Чупской губе не стоит: катера от острова Средний обычно заполнены, а автобус от поселка Чкаловский или Нижняя Полунга ходит не регулярно. Ж/д касса работает только до 20:00, но можно сесть в электричку "Кандалакша-Лоухи" в 20:05 и через 30 минут оказаться в Лоухах, где касса работает круглосуточно.
    Аварийные выходы:
    На протяжении всего маршрута реку пересекает 2 автодороги: после пор.Варацкий и пор.Павловский. По этим дорогам недалеко дойти до поселка и нанять машину в экстренном случае. После пор. Павловский автомост дороги от Чкаловского карьера до Плотины, по будням оживленное движение.
    После пор.Сухой и перед оз.Кривое реку пересекает железная дорога. По левому берегу деревня Кереть и ж/д станция.


3. Лоция


    В конце июля воду характеризовали как довольно высокую.

     1. пор."Щелевой" начинается с шиверы, разделенной островом на два рукава: левый – завален камнями и не проходим; правый чистый, но по берегу острова навалены бревна. Затем слив 0,5м между бревном слева и валуном справа. Вход в слив от ПБ струи. Сразу после слива – бочка и высокие стоячие волны
     2. пор."Кривой-1" S-образный, длиной около 300м. В двух местах на ЛБ навалены боны с прижимом к ним – необходим маневр с пересечением основной струи и уходом от прижима. Короткий порог со сливом между камнями, вход от ПБ
     3. пор."Керчуг" – длина, примерно, 100м, перепад уровня воды около 1м, просматривается с воды, движение по основной струе.
     4. при выходе из Варламовского озера неглубокая изогнутая шивера
     5. пор."Белый Зуб" – высокая скорость течения, обилие камней в русле, в самом конце порога два высоких валуна в основной струе (обход слева)
     6. пор."Мураш" – две ступени с отстойником между ними:
-  1-ая ступень – большая косая бочка и высокие валы за ней (перепад воды ~ 2м на 50м);
-  2-ая – S-образный участок с бурным течением, много крупных бочек, стоячих волн, в конце порога, по центру основной струи – два "сухих" камня, замаскированные стоячими волнами (с воды не видны!)
     7. пор."Сухой" – длинная (до 1,5км), неглубокая шивера с небольшим течением и обилием неглубоко сидящих камней
     8. пор."Кривой-2" длиной около 1км, по большой воде превратился в спокойную шиверу
     9. пор."Долгий" – длиной 4км. Начало – водослив высотой до двух метров с неглубоким камнем внизу, затем, около острова, еще один, но уже пологий слив. Далее – почти непрерывная шивера, местами мелководная, основная струя постоянно смещается от берега к берегу
     10. пор."Варакский" – вход прямой глубокий участок реки с быстрым течением и редкими камнями в русле, далее река разбивается на два рукава. Правый рукав мелководен и непроходим. Левый разбивается большими валунами на несколько небольших струй. Проход – в основной слив около острова (косой слив высотой около 1,5м), за ним большие валы. Через несколько метров в небольшой бочке подводный камень (с воды не виден!), обходить слева.
     Далее мелководный участок реки с большим количеством камней и быстрым течением, в конце шиверы под автомобильным мостом стоят большие валы. Просмотр порога с ЛБ
     11. пор."Карежка" – короткая шивера, просматривается насквозь, основная струя переходит от ПБ к ЛБ
     12. пор."Краснобыстрый" ("Кривая Быстрица") – представляет собой два слива на расстоянии 30-40м, расположенные под углом в 45° друг к другу. Первый слив близ ЛБ небольшой. Второй – около 1,5м. Слева он заворачивается в большую косую бочку, а справа лежит крупный обливник. Между сливами приходиться пересекать основную струю, бьющую в косую бочку. Примерно в двух-трех метрах от второго слива заметная бочка, а за ней начинается неглубокая шивера. Просматривать лучше с ЛБ
     13. короткая просматриваемая кривая шивера-шкуродер
     14. пор."Масляный". Вход – сильная струя со стоячими волнами и бочками, далее – слив с неглубокой, относительно гладкой плиты, сразу за ним шкуродер. Проход, в обход плиты, около ПБ. Расположен на резком правом повороте реки.
     15. шивера, проход без просмотра
     16. пор."Павловский" – длинная шивера с слабым течением
     17. пор."Колупаевский" – до 1,5км, вода быстрая, сильная. Проход – по основной струе
     18. пор."Медвежий" – вода разбивается нагромождением камней на два слива. Левый –
неглубокий, с острыми камнями на дне, проходим при большом уровне воды. Правый – пошире и достаточно глубокий, но за ним большая бочка. За бочкой струя уходит к центру, прямо на незаметный из-за валов обливник, а за ним разбивается каменной грядой на несколько проходов. Проходить лучше слева от обливника.
     19. пор."Кривой-3" начинается почти сразу же после пор."Медвежий" и представляет собой длинный участок реки с сильным течением, большим количеством камней, с двумя поворотами русла. Проходится по основной струе. На левом повороте есть прижим под поваленное дерево
     20. пор."Запорный" ("Морской") – длина от 0,9 до 1,2 км (в зависимости от прилива \ отлива) с перепадом уровня воды около 15м. Представляет собой прямой участок реки с мощным течением и обилием камней в русле. Просмотр с ЛБ. Перед порогом реку перегораживают сети рыболовецкой бригады, обнос по ЛБ (можно договориться с рыбаками – за 10руб. с человека они любезно согласились поднять сети и пропустить наши суда).


4. Дневник маршрута

     23.07.2003
     Прибыли на ст.Лоухи в 4.20 утра. Сразу нашли автобус от станции до оз.Плотничное. Шоферы нас уже ждали. Им очень удобно развести всех до воды и выйти на "обычную" работу. В Лоухах начинается множество водных маршрутов, вместе с нами выгрузилось около 10 групп.
     Погода с утра пасмурная, но к обеду появилось солнце. Солнечная погода не покидала нас на протяжении всего маршрута. Температура воздуха около 25°С, вода теплая, постоянно купаемся. Белые ночи приводят в восторг всех, кто оказался в Карелии впервые.
     По оз.Плотничному идти по ПБ 8-10км до сильного сужения с оз.Нюкки. Стоянки удобны на всем протяжении оз.Плотничного. На ночёвку встали в конце озера.
     
     24.07.2003
     В оз.Нюкки берега низкие болотистые. От начала оз.Нюкки до реки около 10км. В 5км от начала реки Кереть шоссейный мост, за ним ж/д мост. Под мостами перекат.
     За железнодорожным мостом оз.Петри-Ярви. Ширина 500 м. Идти ПБ. Затем между островом и длинным мысом влево выходить к заметной просеке среди сплошного леса –
протока Керети. (Залив длиной 1км идет параллельно основной протоке).
     В середине протоки порожек. Проход по середине, струя чистая, по берегам лежат бревна и камни. За порогом плес длиной около 3км. В 23.15 стали на ночёвку. Всех очень смущает то, что солнце все ещё высоко.
     
     25.07.2003
Проснулись в 11.00, вышли в 13.30. Белые ночи сбивают график жизни.
     В конце плеса вилка. Идти по левому рукаву приблизительно 1км до порога Щелевой. Просмотр с ПБ. Долго смотрели, но прошли все гладко. Для катамарана хоть какое-то развлечение, на плесах им приходиться не очень весело, байдарки и каякеры всегда впереди. Если ветер в лицо катамаран намного отстает и нам приходиться его ждать перед каждым порогом.
     Порог Щелевой состоит из двух ступеней. На первой ступени проход центром, у острова ближе к ЛБ. Между ступенями шивера 200м и 200м спокойная вода, на второй ступени чистый слив 0.7м.
     За порогом плес (500м) переходит в Кривой-1. Порог начинается шиверой, проход центром. За островом резко уходить вправо. По ПБ проход свободный.
     За порогом оз.Керчуг (два плеса, соедененные протокой). Первый плес проходится у ПБ вдоль островов. Протока идет на север. После протоки идти на восток вдоль ПБ до оз.Варфаломеевского. Между плесами порог Керчуг. Проход без осмотра по центральной струе, струя чистая. Протяженность оз. Керчуг 10-12км. Второй плес шириной до 2км. Напротив протоки места, удобные для стоянки.
     Далее в начале оз.Травянистого тоже есть удобные стоянки. На одной из них, на острове сварили обед. Выход из оз.Травянистое в северной части.
В 2км начинается группа простых порогов. Проход по центральной струе и по центру,
потом к скале в середине порога, на выходе шкуродер. Шли около 21.00. Солнце слепит глаза, ничего не видно. Стоянки есть, но очень хотим стать на пороге Мураш и потренироваться.
     Через 500м порог Мураш. Просмотр слева обязателен! Мураш хорошо слышен. Возможен проход вдоль остатков стены по ЛБ или по основному сливу справа (в высокую и среднюю воду). Далее мощная шивера 400м с косыми бочками на выходе. На пороге стать на дневку желание сразу пропало, слишком много комара и мошки, кругом болото. Долго спорим идти или нет. Уже около 23.00, все очень устали за день, солнце скрылось за скалой и в середине порога бьёт по глазам. Проходим порог ночью. Параллельно с нами идет группа москвичей на двух катамаранах, они такие же ночные птицы как и мы.
     После порога оз.Новое. Берега низкие, есть пара стоянок, но они заняты. На юго-западе за островом впадает река Черная, а на северо-западе река Елеть. Проходить ПБ, не заходя в два залива: первый виден, у второго большие камни. Стоянки на выходе из озера – одно название. Берег начинает немного повышаться, но кругом заросли багульника и много комаров. Выход из озера в северной части. Группы стоят через каждые 100м на этом болоте. Пришлось и нам причалить, ведь уже 3.00 утра. Тем не менее, у нас хватило сил сварить ужин.
     
     26.07.2003
     Через 2км перекат-порог Сухой. Над порогом шоссейный мост дороги на Мурманск. Через 3км. ж/д мост, в 1.5км от которого ст. Кереть. Здесь есть магазин (работает до 16-00, завоз по вторникам).
     Через несколько км от ж/д моста перекат-порог Кривой-2.
     В 4-х км от озера порог Долгий, хорошо слышен. Заметно, что лес понижается по обоим берегам. Осмотр по ЛБ. Проход у ЛБ в 3 - 4 метрах. Падение 1,5-2м на 20м. В сливе есть острые камни, которых может быть и не видно.
     Просмотрев первую ступень порога, остановиться на дневку. Лагерь разбили на ЛБ.
     
     27.07.2003
     Весь день отдыхаем. Часть группы ловит рыбу, другие тренируются на каяке. Оставшаяся часть группы перегнала катамаран на середину реки, и, зафиксировав его веревкой на основной струе левой протоки, принимала водные и солнечные ванны.
Рыбы много, было бы кому ловить. На обед варим уху из щуки и окуней.
     Стоять на пороге довольно интересно, но есть и минусы. На реке много туристов. Поэтому постоянно приходиться следить, чтобы проходящие мимо группы туристов не захватили с собой часть нашего снаряжения.
     
     28.07.2003
     Встали относительно рано в 9.00, вышли на маршрут в 12.00.
     В 100м от основного слива пор. Долгий начинается длинная шивера, общей длиной 4км.
     После порога река идет на юг к порогу Варацкий, который находится в 5км вниз по реке. Ориентир порога высокие скалы на ЛБ. Осмотр по ЛБ обязателен! Порог начинается шиверой 150м. Далее, по центру реки два острова один за другим. Проход возможен по правой протоке: слив у первого острова шириной 1м, далее много камней и мелко. Либо по левой протоке – максимально близко подойдя к первому острову, где чистый слив 1.2м. При малой воде проход проще у ЛБ. Далее мощная шивера 400м.
     В конце порога автомост. По шоссе до Чупы 15км, можно 2км срезать по лесной дороге, она есть на 2-х киломметровке. Чупа довольно большой поселок – есть магазины, пивной бар "Корсар" (пн – выходной). Далее эта дорога идет по ПБ реки. Дороги нет на известных 2-км картах, она относительно новая.
     За порогом в 2-х км оз.Варацкое. Много мест для стоянок, но все они были заняты. Нашли небольшое место для обеда. Дров очень мало. Берег сильно загажен, т.к. сюда часто приезжают местные жители на выходные. Проходить озеро надо по диагонали.
     С озера слышен порог Карежка, который находится на выходе из озера. Проходится без просмотра по центру. В 2-х км порог Красно-Быстрый. Порог начинается с резкого поворота налево (прямо идет залив).
     Перед входом в порог на другом берегу озера решили остановиться на ночёвку. Каякеры поставив палатку, отправились тренироваться на порог.
     
     29.07.2003
     Просмотр порога обязателен! (слева на повороте). Проход у ЛБ, где косой слив, за которым стоит камень. Далее через 50м три обливных плиты, расположенных в шахматном порядке. Проход сначала центром, потом левой протокой у самого острова через центральную плиту по стоякам, уходя направо от второй плиты, а затем резко налево от третьей. Порог проходиться в случае если матрос хотя бы немного гребет, в противном случае вы рискуете перевернуться в первой ступени. Далее мощная шивера 400м.
     После порога плес. После плеса порожек, легко проходится по ПБ. В конце уход по диагонали от переката. Через 1.5км безымянный порог.
     Через 300м резким поворотом вправо начинается порог Масляный. Шли без просмотра с регулировкой каякерами с воды. Для групп состоящих из одних байдарок просмотр обязателен.
     В 1.5км порог Павловский. Без просмотра. За Павловским ряд шивер и ворота, образованные двумя скалами на ПБ и ЛБ – начало Колупаевского. Проход без осмотра – шивера длиной 1.2км. В конце порога автомост дороги от Чкаловска до Плотины, в 200м по правому берегу впадает река Луокса. После впадения Луоксы течение становится быстрее.
     Через 700м после моста два переката. Далее порог Кривой-3, просмотр по ПБ. Порог двухступенчатый. Первая ступень: слив 0.7м, далее мощная шивера 700м. Вторая ступень: мощная шивера 700м . Между ступенями можно зачалиться.
     Следующие 4км мелкие перекаты. Где-то между этими перекатами стали на ночевку.
     
     30.07.2003
     Прошли оставшиеся перекаты и плес 2км, на выходе из которого находится порог Керетский (Морской). Перед порогом находится сеть рыболовецкого хозяйства, которая перекрывает всю реку. Обнос по левому берегу 15м. Ориентиры: избы на ПБ и сети – очень хорошо видны из далека. Порог Морской – мощная шивера протяженностью 1.5км. Рекомендуем проходить во время прилива ближе к ЛБ.
     После порога река впадает в Белое море. В нежилой дер.Кереть можно закончить маршрут, добравшись до ст.Чупа попутным транспортом (по пт. приезжает машина типа ГАЗ-66 из рыбсовхоза – едет в Чупу).
     Рекомендуем выйти в море. Красотища!!! Удобны стоянки на островах Средний и Кереть, на о.Средний живут биологи.
     Далее можно своим ходом до пос.Чкаловский или пос.Ниж. Полунга (но это 30км). Из них ходят рейсовые автобусы до Чупы или до пристани Чупа. Либо катером с биостанции на о.Среднем (ходит до Чупы 2 раза в неделю по вт.,чт., на него нужно записываться; еще у биологов есть свои баркасы – с ними всегда можно договориться).
     Решили заночевать и сделать дневку на одном из островов, а потом плыть до Ниж.Полунга. Как потом выяснилось до пос.Чкаловский плыть нет смысла. Из него довольно далеко добираться до ст.Лоухи, а до ст.Чупа нет дороги. Пос.Чкаловский находиться с другой стороны залива.

     31.07.2003
     Погода слегка испортилась, но мы не унываем. Посетили соседний остров и набрали черники. Вода в море по сравнению с озёрами и рекой очень холодная. Из-за отливов (2 раза в сутки) на берегу широкая полоса водорослей, пробираться к воде через них не очень приятно.
     
     1.08.2003
     Доплыли до пос.Ниж.Полунга примерно за 1,5 часа. Довольно долго искали машину. Тем временем дождались максимума прилива. Местные жители сообщили, что купаться в море лучше в прилив. В это время теплая вода подходит к берегу, а водоросли скрываются глубоко под водой. В ближайшем магазине есть возможность купить рыбу (свежую и соленую), её привозят на заказ в течение часа. Пока вы будете сушить и собирать вещи, рыбу уже доставят.
     Лучше конечно доплыть до пристани Чупа, от неё до ж/д станции около 5км. Ходят рейсовые автобусы (ПАЗы). Их расписание привязано к расписанию поездов, что очень удобно. Купить продукты на станции Чупа невозможно, поэтому рекомендуем сделать это заранее в поселке Ниж.Полунга.
     
     
5. Потенциально опасные участки маршрута


     Наиболее опасными участками являются пор.Мураш и пор.Варацкий. Это наиболее сложные пороги и требуют хорошей подготовки. Порог Мураш – первое сложное препятствие на маршруте, опасен, если проходиться новичками или при неслаженной работе экипажа.
     Нежелательно делать стоянки вблизи моста после пор.Павловский. На берегу нашли записку в бутылке, что местные дети воруют все подряд: от специального снаряжения до мисок и ложек.


6. Итоги и выводы


     Все что запланировали, было выполнено. Маршрут прошли без килей. Река удобна для прохождения на байдарке. Катамараны и каякеры испытывают трудности из-за большого расстояния между порогами – слишком длинными им показались участки гладких и ровных озер без течения. Пороги удобны для тренировок, всегда есть возможность поставить страховку.
     Хочу также обратить внимание на то, что Кереть пробивает себе путь сквозь твердые кварцевые породы, таким образом, практически все камни в русле имеют острые кромки!!! Необходимо иметь клей и резину в большом количестве.
     Среди недостатков можно отметить сравнительно небольшой километраж. Но если в группе есть рыбаки и грибники, то поход можно растянуть и на более длительный срок.


7.Фотоматериалы

     Для ознакомления с фотоматериалами похода щелкните по ссылке ниже:

*  *   *   ФОТОГРАФИИ   *   *  *



Некоторые дополнения Холодова Анатолия к лоции и дневнику,
мои общие дополнения - смотрите наши походы: Кереть и Белое море
   1. Километраж лучше смотреть в моих общих дополнениях.
   2. Стоянки есть и на острове Реутошуари. Рыбалка плохая. Встречаются кувшинки (на самом деле – кубышки), в дальнейшем на реке появятся и лилии (на самом деле – белые кувшинки).
   3. Уже на берегах озера Нюкки пошла морошка, в дальнейшем ее становилось больше, черника здесь лишь местами тянула на спелую.
   4. После озера Петриярви и порожка начнется не просто плес, а озеро Ниж.Ламба, на котором есть хорошие стоянки и начинает ловиться рыба: на червя мелочь (уклейка, окунек, плотва), на спиннинг иногда щука. Конкретнее о ловле, снастях и сохранности червя в общих дополнениях.
   5. Пороги Щелевой и Кривой 1 на катах можно не смотреть, байдарочникам надо смотреть все пороги реки или видеть их с воды – много камней, разбои и сильно петляющая струя.
   6. На озере Долгом на правом берегу видели стоянку, есть они и у порога Керчуг.
   7. Порог Керчуг находится в конце протоки между озерами Долгое и Керчуг.
   8. Озеро Керчуг и следующее за ним Травяное очень красивые – имеют скальные выходы. Здесь есть несколько стоянок. Много ягод и грибов. Рыбалка, в основном, на червя.
   9. За озером Травяное следует Варламовское озеро, на выходе из которого будет шивера со стоянками на правом берегу.
   10. Перед порогом Мураш следует выделить шиверу Белый зуб – на прямом участке с обилием камней и скалой у левого берега.
   11. Порог Мураш следует посмотреть и катамаранщикам, особенно с сильно гружеными катами. У порога Мураш стоянки по обоим берегам. В районе Мураша – ягоды, грибы, рыбалка. Комара тоже хватает.
   12. На озере Новое нормальные стоянки только на скалистых мысах, само оно не красивое. На заболоченных берегах много морошки и комара.
   13. В пороге Сухой местами каты садились на мели, течение слабое.
   14. На участке реки от озера Новое до порога Кривой 2 прямо у берега часто попадали места с морошкой. Такого потом не было. Мы связали это с тем, что этот не красивый, заболоченый участок все проплывают быстро.
   15. Перед мостом автодороги на правом берегу большая стоянка (захламлена).
   16. В начале переката перед мостом ж.д. на правом берегу у маленького заливчика в лесу имеется стоянка (много комара и морошки).
   17. Сразу за порогом Кривой 2 начинается озеро Кривое с хорошими стоянками слева и справа (несколько) от места впадения Керети. Отсюда туриста ходят на станцию Кереть даже за червями.
   18. В пороге Долгом две хорошие стоянки на левом берегу в его начале. Грибы и ягоды в средней его части. Спелой черники стало больше. Рыбалка – мелочь, но очень много, щуку надо поискать.
   19. Порог Варацкий, его заходную часть полезно посмотреть и тем, кто сплавляется на катамаранах. Видели переворот байдарки, многие его главную часть проводят по правой протоке. Стоянки на левом берегу внизу и наверху у входа в порог.
   20. На Варацком озере собираются толпы туристов, облепливаются все скальные островки и берега. Стоянок много. Что бы занять хорошую стоянку надо приплыть сюда пораньше, хотя бы до 19 часов. Удивительно, но ягод и грибов нам хватало (на материке), мелкой рыбы тоже. Здесь видели мощные скопления кувшинок (кубышек) и лилий (белых кувшинок).
   21. Перед порогом Краснобыстрый река имеет расширение, в средней части которого на левом берегу имеются скальники со стоянками. Стоянка есть и на правом берегу почти напротив выхода Керети из расширения. На левом берегу у порога стоянка плохая.
   22. В Краснобыстром видели переворот каякера. Нам, особенно 4-х местному кату с кучей детей, он показался более трудным для прохождения, чем Варацкий – линия движения сложнее.
   23. Порог Масленый самое сложное – его определение. После Краснобыстрого в середней части участка реки до Масленого будет кривая шивера-шкуродер. После нее, завидев каменные выходы на левом берегу немедленно пристать для просмотра или резко идти к правому берегу, где и есть основной проход. Слева за плитой порога мелко и сплошной шкуродер. Имеется стоянка.
   24. Порог Колупаевский очень красивый. Стоянки на входе, а также на островах в нижней части порога, как и в предыдущем Павловском. Рыбу не ловили – бродили какие-то типы, к нам не подходили.
   25. Ниже моста вскоре после впадения Луоксы будет еще порог Медвежий, а не двухступенчатый Кривой-3 (дополнение к дневнику). А уж потом почти сразу за Медвежьим следует порог Кривой-3 со стоянками на обоих берегах.
   26. Ниже тоже хватает стоянок, места красивые с островами и потенциально хорошей рыбалкой (мы их с сожалением проплыли, спешили к морю).
   27. При прохождение порога Керетского на катах не плохо посмотреть заходную часть, общее направление движения, скорее справа – налево. Байдарочники, если и проходят порог, то только на разгруженных суднах. Не следует ждать прилива (мы шли в отлив), на выходе воды вполне хватает для прохождения порога и байдарочникам.
   28. Согласен. Море – "красотища!!!". Однако о выходе с маршрута, движению по морю, рыбалке и прочем повторяться не буду, смотри в моих общих дополнениях.




Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz